Универсальный гений Работу выполнили ученики 9 класса: Насонов Иван, Сайпуладзе Павел, Васильев Вадим. Учитель: Заузолкова Т. Л.
Цели и задачи проекта Познакомиться с работами М.В.Ломоносова по филологии. Обобщить и систематизировать знания, полученные при работе над проектом. Применить полученные знания в учебном процессе (на уроках русского языка и литературы). Показать актуальность идей М.В.Ломоносова на современном этапе.
В Санкт-Петербурге названы именем Ломоносова
Наибольшая заслуга в деле упорядочения литературного языка своей эпохи принадлежит М. В. Ломоносову
Занятием «устройство родного языка» Ломоносов продолжал заниматься всю жизньРусский литературный язык должен развиваться “соответственно его национальному складу, но не в отрыве от общечеловеческой культуры”. 1739 год. «Письмо о правилах российского стихотворства» 1744 год. «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» и к нормативной деятельности в области русской грамматики 1748 год. «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика» 1757 год. «Российская грамматика» 1758 год. «Предисловие о пользе книг церковных» составил учебник истории для школ «Краткий Российский летописец с родословием» приступил к созданию многотомной русской истории, но успел написать лишь первый том - «Древнюю Российскую историю» до 1054г)
«Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Ставился вопрос о выборе темы и связанных с ней идей. Содержала правила, касавшиеся стиля, учение о тропах, придававших речи «возвышение» и «великолепие». Говорилось о композиции художественного произведения.
« Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики » . « Российская грамматика » Впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского.
«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений» О человеческом слове вообще О чтении и правописании российском О имени О глаголе О вспомогательных и служебных частях слова О сочинении частей слова
Неожиданно М.В.Ломоносов считал, что звук человеческой речи есть «неразделимая часть слова». Под этим подразумевались как буквы, так и звуки. Это иногда вызывало фактическое смешение букв и звуков.
Учение о трех штилях «Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке”.
«… язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе … . И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем».
В ходе работы над проектом мы узнали многие работы М.В. Ломоносова по филологии актуальны и сегодня вопросы, затронутые в работах, написанных в XVIII веке, встречаются и в ЕГЭ изменилась классификация частей речи В ходе работы над проектом мы научились обобщать и систематизировать сведения, полученные при работе с научными текстами кратко и системно излагать полученную информацию