Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.Сначала в рамках философских теченийА позже появились общественные науки (социология, политология и др.)
Философские учения оформились еще в средневековье (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»):Идея : человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения.Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда
Известные философы средневековья: АВГУСТИН (4-5 в.в.)Создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, а церковь необходима для спасения души
Известные философы средневековья: ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.) Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещахЧеловек разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви (томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)
Известные философы средневековья: Роджер БэконАнглийский ученый 13в. доказывал: что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом. Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям.
Известные философы средневековья: МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом)Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства)Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
Философы эпохи Ренессанса (Возрождение культуры античности)(16 в.) Возрождается интерес к античной греческой философии, к человекуГлавным направлением в философии – гуманизмВ вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона)Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)
Макиавелли (15-16 в.в.) Создал учение о механизме управления государствомЦель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государстваГосударь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»
Томас Гоббс (16-17 в.в.) Английский философ. Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех". Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силойОсновные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642 - 58).
Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.)государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. Сочинение Гоббса «Левиафан»
Джон Локк (17-18 в.в.) Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения. О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних рукахВыдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти
Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.) Вывод о необходимости выделения 3й ветви власти – судебной Оформил идею принципа разделения властей Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748).
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер)(18в.) Век Просвещения. Французский писатель и философ-просветитель. боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия,критиковал феодально-абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 - 69). Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственнымиОказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.
Жан-Жак Руссо (18 в.) критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных. В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества. выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан.
Адам Смит (18 в.) Шотландский экономист и философ, основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономикуСоциальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте)Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность. экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.
Огюст Конт ( 18-19 в.в.) Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения)Призывал изучать реальные факты общественной жизниРеальным фактором развития общества считал духовный рост людей
Герберт Спенсер (18-19 в.в.) Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др.Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества
Социалистические идеи: социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо КампанеллаФранцузские социалисты – Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи:Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма) О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправиеВсе обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну
Наиболее полно теорию переустройства общества разработали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс (19 в.)