ЕВРОПЕЙСКАЯ КРЕДИТНО-ТРАНСФЕРНА СИСТЕМА
Европейская кредитно-трансферная система была разработана в 1989 году как пилотная схема в рамках программы Эразмус для содействия признанию периодов обучения мобильных студентов за рубежом Современный подход - «Европейская система трансфера и накопления кредитов» при сохранении названия ЕКТС
ОСОБЕННОСТИ ЕКТС Инструмент, который помогает разрабатывать, описывать, внедрять программы обучения и присваивать квалификации высшего образования Способствует прозрачности программ обучения и признанию квалификаций Может быть применена ко всем учебным программам, включая обучение в учебном заведении или на производстве, для всех форм обучения (дневного, вечернего, заочного) и типов обучения (формального, неформального, неофициального)
Большинство стран Болонского процесса законодательно закрепило применение ЕКТС в своих системах высшего образования В Украине - приказ МОН № 943 от 16.10.09 «О внедрении в высших учебных заведениях Украины Европейской кредитно-трансферной системы» - «начиная с 2009/2010 уч. г. внедрить ЕКТС и ее ключевые документы – «Аппликационную форму студента, «Соглашение об обучении», «Соглашение о практической подготовке и обязательства о качестве», «Приложение к диплому Европейского образца»
Кредиты EКТС Базируются на учебной нагрузке, необходимой студентам для достижения ожидаемых результатов обучения 60 кредитов ЕКТС соответствуют учебной нагрузке полного типичного академического года формального обучения и ожидаемым результатам обучения 30 кредитов ЕКТС обычно выделяются на семестр, 20 кредитов - на триместр. Это правило касается всех квалификаций высшего образования, независимо от их уровня Один кредит - 25 – 30 часов работы Нагрузка студента – 1500-1800 часов на учебный год
Ожидаемые результаты обучения описывают то, что должен знать, понимать или уметь делать студент, успешно завершивший определенную программу или ее отдельный компонент связаны с дескрипторами уровней национальных и Европейской рамок квалификаций подчеркивают связь между преподаванием, обучением и оцениванием
ЕКТС и учебная нагрузка До оценивания учебной нагрузки, связанной (ассоциируемой) с программой обучения или образовательным компонентом, необходимо определить результаты обучения Эти результаты обучения являются основой для выбора соответствующих видов учебной деятельности и оценивания нагрузки, необходимой для их выполнения
ЕКТС и результаты обучения Утверждения о результатах обучения характеризуются использованием активных глаголов: знать, понимать, применять, анализировать, уметь, оценивать Результаты обучения делают цели учебных программ более четкими, легко понятными для студентов, работодателей и других заинтересованных сторон. Они также облегчают сравнимость квалификаций и способствуют признанию учебных достижений.
Учебная нагрузка время, необходимое студенту для завершения всех видов учебной деятельности (лекции, семинары, проекты, практические занятия, самостоятельная работа, экзамены) и достижения ожидаемых результатов обучения определяется средним временем, которое необходимо студентам для достижения ожидаемых результатов обучения
ЕКТС и учебная нагрузка Оценивание нагрузки не должно основываться исключительно на контактных часах (учебной деятельности студента под присмотром преподавателя)
Нагрузка состоит из времени: на самостоятельную или групповую работу: предварительная подготовка и окончательная проработка материалов после посещения лекции, семинара или лабораторной работы; подбор соответствующих материалов; их обзор и изучение; написание докладов/проектов/диссертаций; практическая работа (например, в лаборатории) необходимого для подготовки и прохождения процедуры оценивания (например, экзаменов) необходимого для прохождения обязательных(ой) производственных(ой) практик(и)
Применение кредитов ЕКТС Кредиты назначаются квалификациям или учебным программам в целом, а также их учебным (образовательным) компонентам (модулям, учебным дисциплинам, учебным курсам, диссертационной работе, производственной практике, лабораторной работе)
Применение кредитов ЕКТС Кредиты присваиваются отдельным студентам полной или неполной формы обучения после завершения учебной деятельности (предусмотренной формальной учебной программой или отдельным образовательным компонентом) и успешного оценивания достигнутых результатов обучения
Присвоение кредитов ЕКТС Кредиты ЕКТС присваиваются обучающимся только после того, как соответствующее оценивание покажет, что они достигли необходимых результатов обучения в компоненте программы или квалификации Если необходимые результаты обучения достигнуты в неформальном или неофициальном контекстах, присваивается такое же количество кредитов, которое предусмотрено формальной программой обучения, но после соответствующего оценивания
трансфер кредитов ЕКТС Кредиты, присвоенные по одной программе, могут быть перенесены на другую программу, предложенную тем самым или другим заведением Перенесению (трансферу) и накоплению кредитов способствует использование ключевых документов ЕКТС Трансфер (перенесение) может иметь место лишь тогда, когда заведение, присваивающее степень (квалификацию), признает кредиты и соответствующие (ассоциируемые) результаты обучения Заведения-партнеры должны предварительно согласовать признание периодов обучения за границей
Академическое или профессиональное признание рекомендуется гибкий подход к признанию кредитов, полученных в других контекстах нужно добиваться «справедливого признания», а не идеального эквивалента «справедливое признание» основывается на результатах обучения, а не на том, какие формальные процедуры привели до завершения квалификации или ее компонента процесс признания должен быть прозрачным
ЕКТС и рамка квалификаций устанавливает более тесную связь между программами обучения и требованиями рынка труда, что повышает осведомленность студента в выборе траектории обучения поощряет широкий доступ и участие в обучении на протяжении жизни, делая программы более гибкими и способствуя признанию предыдущих достижений способствует мобильности внутри учебного заведения или страны, между учебными заведениями, между странами, а также между разными направлениями образования и контекстами обучения (формальным, неформальным, неофициальным)
ЕКТС и циклы Первые два Болонских цикла связаны со следующими диапазонами кредитов ЕКТС: Бакалавриат (первый цикл) - 180 - 240 кредитов ЕКТС Магистратура (второй цикл) - 90 - 120 кредитов ЕКТС, при минимальном количестве 60 кредитов ЕКТС Докторантура – 3-4- года или 180 - 240 кредитов ЕКТС (зависит от выбора страны)
Накопление кредитов документально фиксируется в официальной Академической справке студенты будут иметь запись/ зафиксированное подтверждение результатов, которых они достигли на каждом этапе своей образовательной траектории