ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М.И. Калинин В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению одних учителей: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка Других, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура.Третьих - в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?
«КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие. ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРАвежливостьтактичностьделикатностькорректностьдостоинствоаккуратностьобязательностьскромность и др.Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.
МОНИТОРИНГПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ
"Эстетическая культура школьного пространства" определяет задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
"Эстетическая культура школьного пространства" реализуется прежде всего на уроках литературы; музыки; МХК; изобразительного искусства. Во внеурочное время "Эстетическая культура школьного пространства" реализуется в работе вокальных кружков; театральной студии;туристической группы; спортивных секциий.
ОХВАТ ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В школе существуют: вокальные кружки, в которых участвуют около 90 человек.Туристический кружок – 12 человекТеатральная студия – 27 человекВ последнее время все больше и больше детей занимаются спортом –Появилось новое направление спортивной работы «чирлидинг» – 14 человекВосточные танцы – 12 человекСпортивные секции – 36 человекШкольное самоуправление – 20 человекИтого – 211 человек
Занятия в этих кружках имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний и найти ученику себя в других областях деятельности. Сейчас одна из основных задач школы привлечь как можно больше детей для участия в этих кружках и вырвать их от вредных влияний улицы.Существует такое понятие - Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.Субкультура молодежи играет противоречивую роль и оказывает столь же неоднозначное влияние на подростков. МИНУС - она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей культуры.ПЛЮС - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее "легкими" жанрами. Эти вкусы и "безнравственные" ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим отрицательное воздействие.
Неформальные объединения молодежи. Это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. В известной мере они есть в формальных группах - классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, что не говорят взрослые, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в "свою компанию", что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверстников представляют собой контактные группы в 5-15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно последней, группы бывают просоциальными (социально одобряемое направление, например, экология, охрана памятников), асоциальными ( в стороне от общественных проблем), антисоциальными (криминальные, агрессивно-националистические).
Байкеры, ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны.
Скинхэды (бритоголовые нацисты) очень агрессивны, имеют форму, маршируют под "фашистскую" музыку, имеется тенденция к оформлению организации.
Толкинисты разыгрывают сцены из любимого писателя, для них это не театр, а жизнь, игра, уводящая от реальности.ПЛЮС - Подобного рода деятельность проявляется только в тех местах, где высокий уровень жизни. И в конце концов они занимаются хоть какой-то спортивной деятельностью.МИНУС - по большей своей части эти люди являются нытиками, их коронные выражения:ЦитатаПростые люди нас не понимают
ЭМО - это потребность в неформальном движении. Если ты не хочешь быть мрачным и поклоняться сатане, то не станешь готом, если не хочешь быть взбалмошным и немного диким, то не будешь панком...И ЕСТЬ ТРЕТИЙ ВАРИАНТ-БЫТЬ РОМАНТИЧНЫМ И СТИЛЬНЫМ, А ЗНАЧИТ ЭМО!
ГОТЫ
Общая позиция школы как института воспитания по отношению к молодежным движениям и группам должна быть такой: знать и сотрудничать для эффективного воспитания школьников.