Тема:«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона РФ » Учебные вопросы: 1. Предназначение, задачи и структура РСЧС. 2. Режимы функционирования РСЧС, степени готовности ГО РФ.
Первый этап (1932-1961 гг.) Создание и функционирование местной противовоздушной обороны (МПВО). Второй этап (1961 – 1990 гг.) Создание и функционирования системы Гражданской обороны страны (ГО). Третий этап (1990 г. – по настоящее время), Создание государственной системы защиты населения и территорий в ЧС в условиях как мирного, так и военного времени Этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в России
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) (ФЗ №68) Организационная система, объединяющая органы управления, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций.
Для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера. Предназначение
1.Разработка и реализация правовых и экологических норм, связанных с ЗНиТ от ЧС; 2.Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС ; 3.Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств РСЧС; 4.Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий в ЧС; 5. Подготовка населения к действиям в ЧС; 6.Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 7.Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 8.Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ. 9. Ликвидация ЧС; 10.Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в ЧС, проведение гуманитарных акций; 11.Реализация прав и обязанностей населения в области защиты в ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 12.Международное сотрудничество в области ЗНиТ в ЧС. Основные задачи РСЧС Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 в редакции от 27.05.2005 г. № 335
ГО – система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. В современных условиях ГО является одним из важнейших элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время. Предназначение ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
СТРУКТУРА РСЧС ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
Структура РСЧС военного времени ПРЕЗИДЕНТ - Верховный Главнокомандующий Премьер-министр – НГО РФ
Режимы функционирования РСЧС III
КООРДИНИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ На федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ) федеральных органов исполнительной власти; На региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) — КЧС ПБ органа исполнительной власти субъекта РФ; На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — КЧС БП органа исполнительной власти муниципального образования; На объектовом уровне — КЧС ПБ организации; На межрегиональном – Полпред Президента РФ
Постоянно действующие органы управления РСЧС На федеральном уровне — МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области за щиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны; На межрегиональном уровне — Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по следствий стихийных бедствий (далее — региональные центры) На региональном уровне — главные управления МЧС по субъектам РФ; На муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; На объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны.
Органы повседневного управления Федеральный уровень-центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно- диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; Межрегиональный - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; Региональный - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам РФ, информационные центры, дежурно- диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Муниципальный (объектовый)- единая дежурно- диспетчерские служба муниципальных образований; дежурно- диспетчерские службы организаций (объектов) На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненны ми органами и силами РСЧС, организация непрерывного информационного обеспечения органов управления МЧС.
Оперативные штабы (группы) - для непосредственного управления ликвидацией ЧС
Специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установлен ном федеральным законом. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Силы и средства РСЧС
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно- спаса- тельные службы, аварийно- спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно -спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
1.Поисково-спасательная служба (ПСС). Центральный аэромобильный отряд «Центроспас», Центр по проведению спасательных работ особого риска «ЛИДЕР», региональные и территориальные спасательные службы; 2. Противопожарные части и подразделения; Войска ГО (отд. Спасательные полки, бригады, батальоны). 3. Специально подготовленные инженерные части и части РХБЗ МО; Сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО 4. Бригады экстренного реагирования и специализированной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф; Профессиональные спасательные отряды министерств и ведомств. Подразделения постоянной готовности РСЧС
Информационно- управляющие системы Совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. На федеральном уровне- комплекс программно- технических средств (КПТС) Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. На межрегиональном уровне- КПТС информационно- управляющих центров региональных центров по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. На региональном уровне- КПТС информационно- управляющих центров КЧС ПБ и Главных управлений МЧС субъектов РФ.
На муниципальном уровне абонентские пункты КЧС ПБ муниципальных образований в составе средств система связи и передачи данных ( ССПД) и ПЭВМ
ОБЪЕКТОВАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА РСЧС II Предназначена для предупреждения ЧС в мирное и военное время, ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защиты окружающей среды и уменьшения материального ущерба. Общее руководство защитой персонала объекта и его территории осуществляется руководителем объекта (руководитель ГО РСЧС и ПГ объекта). Координирующим органом управления объекта является КЧС ПБ, которая в условиях военного времени может быть преобразована в консультативный орган либо при необходимости упразднена.
Повседневное управление осуществляется дежурно- диспетчерской службой объекта На объекте создаются службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно- техническая, убежищ и укрытий, противорадиационной и химической защиты, материально- техническая, энергетики и светообеспечения; эвакуационная комиссия (при заместителе по эвакуации). В состав сил и средств объекта входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС, проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют нештатные аварийно- спасательные формирования (НСФ). Для НСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 24 часа, военное время — 6 часов.
Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований Рекомендуемая численность личного состава (чел.) Сводная команда (сводная группа) 107/44 Сводная команда механизации работ 94 Спасательная команда (спасательная группа) 103/35 Группа связи (звено связи) 15/7 Разведывательная группа 16 Команда охраны общественного порядка (группа 44/16 Противопожарная команда (звено) 25/6 Аварийно-техническая команда 44 Санитарная дружина (пост) 23/4 Пост радиационного, химического и биологического наблюдения 3 Kоманда (группа) радиационной, химической и биологической защиты 108/44 Перечень и численность НАСФ
СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Степени готовности ГО
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Единое нормативное, правовое и организационное поле по вопросам ГЗ на мирное и военное время на всей территории страны; Единые органы управления, системы связи, силы и средства на мирное и военное время. Возможная организационная структура перспективной РСЧС