«Государственная дума и развитие парламентаризма в России»
«Государственная дума и развитие парламентаризма в России»
Исторические предпосылки парламентаризма в россии Современные представительные органы власти так или иначе выросли из традиционных народных собраний, присущих еще первобытнообщинным отношениям. В последствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства Киевской Руси и ряде других раннефеодальных государственных образований.
Следующим этапом в формировании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенациональных выборных сословно-представительных органов – Земские соборы. На Земских соборах принимались законы, решались вопросы об объявлении войны и заключении мира. В XVI – XVIII веках в странах Западной Европы сословно представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты. В России развитие ее государственности пошло по другому пути , который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий в стране в руках самодержавного монарха.
В начале XIX века один из ближайших помощников императора Александра I М.М.Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования. По его предложению в 1810 году при императоре был создан высший законосовещательный орган – Государственный совет. Другое предложение Сперанского - о создании выборного законодательного органа – Государственной Думы – не было поддержано царем и его окружением. В эпоху «Великих реформ» Александра II в России были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения - земские собрания в уездах и губерниях. В этих учреждениях стали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из этих земств, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы.
Первая Государственная Дума Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 года, в разгар первой русской революции. Самодержавие было вынуждено пойти на уступки революционным и либерально-демократическим силам, что бы сбить революционный накал в стране. 6 августа 1905 г. Вышел Манифест императора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы.
I Государственная Дума
II Государственная Дума
III Государственная Дума
IV Государственная Дума
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВОГО СОЗЫВА (11 ЯНВАРЯ 1994 – 22 ДЕКАБРЯ 1995)
Основные итоги: В результате последовавшей активизации законотворчества Думой были приняты: федеральные конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Конституционном суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса – экономической конституции страны, правовой основы рыночных отношений; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы. В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод. Впервые на законодательном уровне были урегулированы вопросы: заключения, исполнения и прекращения международных договоров России; участия Российской Федерации в международных миротворческих акциях; оперативно-розыскной деятельности.
К несомненному успеху Думы можно отнести введение в нормальное русло бюджетного процесса в стране. Федеральный бюджет на 1996 год был принят Думой до начала финансового года, а не после, как было многие годы до этого. В сфере природопользования и охраны окружающей среды важную роль сыграло принятие закона об экологической экспертизе. Во всех сферах правового регулирования, которые затрагивались депутатами, решалась задача приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией России. За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие. Дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту, структурированному по партийному признаку.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВТОРОГО СОЗЫВА (16 ЯНВАРЯ 1996 – 24 ДЕКАБРЯ 1999)
Основные итоги: Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу. Среди них федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации». Вступили в силу крупные кодифицированные акты: вторая часть Гражданского кодекса; первая часть Налогового кодекса; Бюджетный кодекс; Уголовный кодекс; Уголовно-исполнительный кодекс; Лесной кодекс; Воздушный кодекс; Градостроительный кодекс; Кодекс торгового мореплавания.
Большое значение для страны имело принятие ряда федеральных законов. В сфере государственного строительства: «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В сфере обороны и безопасности: «Об обороне»; «О статусе военнослужащих»; «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». В финансово-экономической сфере: «О рынке ценных бумаг»; «О переводном и простом векселе»; «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (18 ЯНВАРЯ 2000 – 11 ДЕКАБРЯ 2003)
Основные итоги деятельности: Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них 8 кодексов Российской Федерации, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации и часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации. В число подписанных Президентом федеральных законов входит 156 принятых законов о ратификации международных договоров и соглашений.
Принятые законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны. В сфере государственного устройства были приняты федеральные конституционные законы: «О Государственном гербе Российской Федерации»; «О Государственном флаге Российской Федерации»; «О Государственном гимне Российской Федерации»; «О военном положении»; «О чрезвычайном положении»; «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и другие. Другие принятые Думой законы были направлены: на снижение административного бремени на сферу предпринимательства; укрепление прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; развитие ипотеки; создание наиболее благоприятных условий для малого бизнеса; формирование системы гарантирования вкладов физических лиц в банках. Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В. Путин. Глава государства активно использовал свое конституционное право законодательной инициативы и внес в Думу ряд ключевых законопроектов: о ратификации стратегически важных для России договоров и соглашений; о государственной символике; о политических партиях; о системе государственной службы; о гражданстве и целый ряд других.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА (29 ДЕКАБРЯ 2003 – 16 НОЯБРЯ 2007)
Основные итоги деятельности: Основным приоритетом деятельности Думы четвертого созыва стало законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны: рост экономики; борьба с бедностью; модернизация системы обороны и безопасности. Внесены изменения в федеральные конституционные законы: «О Конституционном суде Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В новой редакции был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Другой принятый закон, прямо касающийся обеспечения конституционных прав и свобод граждан, – это Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА (29 ДЕКАБРЯ 2003 – 16 НОЯБРЯ 2007)Вклад в развитие парламентаризма В период деятельности Государственной думы пятого созыва современный российский парламентаризм поднялся на новый уровень. По инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Конституцию Российской федерации были внесены поправки о том, что Правительство Российской федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам , поставленным Государственной Думой. В соответствии с этой конституционной нормой Представитель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в апреле 2009 г. Впервые выступил с годовым правительственным отчётом перед депутатами и ответил на их вопросы. По итогам рассмотрения ежегодного отчёта Правительства Государственная Дума принимает соответствующее постановление.
В настоящее время парламентаризм в России развивается на всех уровнях законодательной и представительной власти – федеральном, региональном, местном. Это обусловлено прежде всего тем, что заложенные в современной российской Конституции принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и принцип самостоятельности этих властей распространяются на все органы государственной власти в РФ. Поэтому законодательные органы субъектов РФ можно с полным основанием рассматривать как региональные парламенты в современной России. В целом к исключительным полномочиям каждого регионального парламента относится принятие законов регионального уровня. Исполнительная либо судебная ветви региональной власти вправе в установленном законодательством порядке выдвинуть обоснованные возражения против любого закона, принятого региональным парламентом. Исполнительная и судебная власти в регионах действуют на основании законов , принимаемых федеральным и региональным парламентами, что само по себе является крупным достижением современного российского парламентаризма. СОВРЕМЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ ВЛАСТИ В РФ