PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Обществознания / Что такое Хохлома
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Что такое Хохлома


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Что такое Хохлома


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Что такое ХОХЛОМАПосуда из дереваХохломская легендаСекрет золоченияСовременная т
Описание слайда:

Что такое ХОХЛОМАПосуда из дереваХохломская легендаСекрет золоченияСовременная технологияИскусство росписиКустарный периодСоветский периодКасимовская хохломаВек XXI

№ слайда 2 Что такое ХОХЛОМА
Описание слайда:

Что такое ХОХЛОМА

№ слайда 3 В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие
Описание слайда:

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом.

№ слайда 4 Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась
Описание слайда:

Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России. Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.

№ слайда 5 Посуда из дерева
Описание слайда:

Посуда из дерева

№ слайда 6 Уже в очень далёкие времена в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуд
Описание слайда:

Уже в очень далёкие времена в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли были неплодородными, урожая до весны не хватало. Близость волжского торгового пути способствовала тому, что стали изготовлять деревянную посуду для продажи.

№ слайда 7 Вначале посуда ничем не отличались от посуды из других мест. Изделия покрывали л
Описание слайда:

Вначале посуда ничем не отличались от посуды из других мест. Изделия покрывали льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность и красоту деревянной посуде. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек для повседневного хозяйственного обихода.

№ слайда 8 Хохломская легенда
Описание слайда:

Хохломская легенда

№ слайда 9 Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его
Описание слайда:

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки.

№ слайда 10 Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и приве
Описание слайда:

Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.

№ слайда 11 Секрет золочения
Описание слайда:

Секрет золочения

№ слайда 12 Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окрасить фон ик
Описание слайда:

Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали часто не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото.

№ слайда 13 Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда
Описание слайда:

Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. Использовались эти приёмы и при украшении царских палат. Временем возникновения хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от царского правительства и церковных властей. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера, создававшие иллюстрации рукописных церковных книг.

№ слайда 14 На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появи
Описание слайда:

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали деревянную посуду. Занявшись росписью посуды, иконописцы применили известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам изготовлять изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Вместо серебряного порошка вскоре стали применять олово, а в настоящее время — алюминий. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы. Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки травяного орнамента, известные иконописцам.

№ слайда 15 Современная технология
Описание слайда:

Современная технология

№ слайда 16 Работа над круглыми изделиями начинается в токарном цехе, где из липовых, березо
Описание слайда:

Работа над круглыми изделиями начинается в токарном цехе, где из липовых, березовых и осиновых брусков-заготовок получаются чашки, бочонки, вазы. Мебель делают в столярном цехе. В мастерских ложкарей или резчиков вырезают из дерева ложки и ковши. Некрашеную посуду — полуфабрикат — называют «белой» или «бельем».

№ слайда 17 После просушки «белье» покрывают специальным глиняно-масляным грунтом красновато
Описание слайда:

После просушки «белье» покрывают специальным глиняно-масляным грунтом красновато-коричневого цвета. Затем изделие 7-8 часов сушат в электропечи, очищают его поверхность наждачной бумагой, шпаклюют — закрывают изъяны замазкой, однородной по составу с грунтом.

№ слайда 18  Загрунтованные изделия пропитывают варёным льняным маслом — олифой. Процесс про
Описание слайда:

 Загрунтованные изделия пропитывают варёным льняным маслом — олифой. Процесс пропитки повторяют 3-4 раза, каждый раз просушивая изделие.      Пока верхний слой олифы не высох окончательно, изделия натирают алюминиевым порошком. «Луженые» чашки уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи.

№ слайда 19 В росписи используются жаростойкие масляные краски - красная киноварь, черная са
Описание слайда:

В росписи используются жаростойкие масляные краски - красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента - коричневая, зеленая, желтый крон.

№ слайда 20 Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную
Описание слайда:

Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми.

№ слайда 21  Расписные изделия два-три раза покрывают синтетическим лаком: мелкие - вручную,
Описание слайда:

 Расписные изделия два-три раза покрывают синтетическим лаком: мелкие - вручную, крупные — пульверизаторами в специальных кабинах. Затем их подвергают закалке при высокой температуре. Еще в начале ХХ века для этого использовались печи, напоминающие обыкновенную русскую печь.

№ слайда 22 В настоящее время хохломское производство оснащено электропечами. Большое значен
Описание слайда:

В настоящее время хохломское производство оснащено электропечами. Большое значение имеет старинная профессия «уходчика печей». Печник должен быть знатоком своего дела. Чтобы получить нужный эффект от закалки, он должен точно рассчитать ее время, которое зависит и от сорта дерева, и от качества лакировки, и от габаритов изделия.

№ слайда 23 Как правило, изделия находятся в печи 3-4 часа. Процесс закалки проходит при тем
Описание слайда:

Как правило, изделия находятся в печи 3-4 часа. Процесс закалки проходит при температуре в печи 120-130 градусов. Под влиянием высокой температуры лаковая пленка желтеет, «серебро» превращается в «золото», а деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

№ слайда 24 Искусство росписи
Описание слайда:

Искусство росписи

№ слайда 25 Истоки хохломской росписи — в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII
Описание слайда:

Истоки хохломской росписи — в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время при росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки. Мотивы «кудрины» были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Оба направления имели свои сложившиеся приемы.

№ слайда 26 На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства
Описание слайда:

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства оформления предметов народного быта.

№ слайда 27 На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили другие
Описание слайда:

На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили другие — более понятные и знакомые. Тюльпан становился похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с ними появляются веточки с русскими северными ягодами брусники и клюквы.

№ слайда 28 Самые ранние дошедшие до нас изделия украшены лишь неширокими золотистыми пояска
Описание слайда:

Самые ранние дошедшие до нас изделия украшены лишь неширокими золотистыми поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был дорогим материалом.

№ слайда 29 С первой половины XIX века вместо серебра научились применять дешёвое олово. Теп
Описание слайда:

С первой половины XIX века вместо серебра научились применять дешёвое олово. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки изделий в золотистый цвет.

№ слайда 30 В орнаменте чаще используются плоские рисунки, больше соответствующие живописи п
Описание слайда:

В орнаменте чаще используются плоские рисунки, больше соответствующие живописи по золотому фону. Происходит ограничение палитры. Основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.

№ слайда 31 Хотя мастерам были доступны коричневая, зеленая и желтая краски, также не меняющ
Описание слайда:

Хотя мастерам были доступны коричневая, зеленая и желтая краски, также не меняющие свой цвет при высокой температуре, их применяют реже. Дело в том, что получавшийся золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.

№ слайда 32 Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками. Мастера стали
Описание слайда:

Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками. Мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор.

№ слайда 33 Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение сво
Описание слайда:

Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки.

№ слайда 34 Для каждого вида изделий применялись типовые композиции росписи. Расписывая чашк
Описание слайда:

Для каждого вида изделий применялись типовые композиции росписи. Расписывая чашки и блюда, на дне помещали розетку с линиями, расходящимися от центра. Часто вокруг розетки рисовали квадрат или ромб, который называли пряником. Вокруг центра чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу.

№ слайда 35 Самый простой рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и ч
Описание слайда:

Самый простой рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных мазков. Усложняя его, мастера помещали рядом по два или по три красных и черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так называемой «лапки», напоминающий птичий след на снегу.

№ слайда 36 На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнаме
Описание слайда:

На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента — «осочку». Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра. «Осочки» располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с «пряником». Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в рисунках «осочки» благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд.

№ слайда 37 Большие блюда иногда украшали и рисунком с волнистым стеблем, плавно изгибающимс
Описание слайда:

Большие блюда иногда украшали и рисунком с волнистым стеблем, плавно изгибающимся наподобие венка. Легкий штриховой рисунок в этой росписи хорошо сочетается с сочными красными и черными мазками хохломских травок, благодаря помещенным рядом с ними тончайшим стебелькам и веточкам, исполненным черной краской.

№ слайда 38 На поставцах и солоницах, имевших цилиндрическую форму, мастера создавали рисунк
Описание слайда:

На поставцах и солоницах, имевших цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки на четыре «цветка» или «древа», изображая поднимающиеся от земли побеги. На золотистом фоне они размещали по два красных и два черных стебля с узорной листвой на ветвях.

№ слайда 39 Почти все мотивы хохломского орнамента имели свои названия. Зная традиционные мо
Описание слайда:

Почти все мотивы хохломского орнамента имели свои названия. Зная традиционные мотивы и типовые композиции, даже рядовые исполнители росписи могли создавать высокохудожественные произведения. Это всегда были самостоятельные произведения, а не копии. Типовые композиции служили лишь ориентирами, облегчавшими работу.

№ слайда 40 По приемам письма хохломские изделия принято относить к двум основным типам: «ве
Описание слайда:

По приемам письма хохломские изделия принято относить к двум основным типам: «верховой» росписи и росписи «под фон».          

№ слайда 41 Особенности «верховой» росписи (справа) — в нанесении рисунка мазками поверх зол
Описание слайда:

Особенности «верховой» росписи (справа) — в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающий сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. Этим приемом исполняют как травные, так и геометрические орнаменты. Тонкие ритмичные узоры с мотивами травок, ягод, колосьев, цветов свободно размещаются на поверхности предмета.     К типу «верховой» росписи относятся и рисунки «под листок» со стеблями, вокруг которых располагаются листья, написанные плотными крупными мазками зеленой и желтой краски, и мелкие красные ягоды.

№ слайда 42 При росписи «под фон» золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветн
Описание слайда:

При росписи «под фон» золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне.      Мастер первоначально «наводит» кистью контуры мотивов, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая роспись, он добавляет травную приписку — легкий узор из травок и листьев, нанося его уже поверх фона.     К типу росписи «под фон» принадлежат рисунки «кудрины». Свое название они получили благодаря золотистым кудреватым завиткам, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев цветов и плодов.

№ слайда 43 Кустарный период
Описание слайда:

Кустарный период

№ слайда 44 Уже в середине XVIII века хохломской росписью были заняты жители нескольких деся
Описание слайда:

Уже в середине XVIII века хохломской росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. Токарную деревянную посуду в большом количестве привозили на макарьевскую ярмарку. Отсюда на баржах их развозили по всей стране и за ее пределы.

№ слайда 45 Во второй половине XIX века в Хохломе делали большие блюда, достигавшие в диамет
Описание слайда:

Во второй половине XIX века в Хохломе делали большие блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия. Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки и швейки, лукошки для ягод, грибов и лубяные мочесники для хранения веретен.

№ слайда 46 Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селе
Описание слайда:

Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других — занимались токарством, в третьих — вырезали из дерева ложки, в четвертых — расписывали изделия.

№ слайда 47 Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфаб
Описание слайда:

Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию. Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики. Скупщик был полным хозяином на промысле, он всячески стремился урезать плату работникам. В красильнях работали с двух часов ночи до позднего вечера. Заработка же едва хватало на пропитание. И несмотря на все это, хохломское искусство жило.

№ слайда 48 Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели (с
Описание слайда:

Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели (сейчас это село Новопокровское). Так оно именуется в исторических документах XVIII - XIX веков. Не забыто это название и сейчас. Мастера объясняют его происхождение следующим образом: «Хлебопашцы завидовали нашему занятию художеством. Считали наш труд за безделье. «Не работают они, а только кисточкой балуются»,— говорили про нас, так и прозвали село — Бездели».

№ слайда 49 Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры. В селе Новопокровск
Описание слайда:

Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры. В селе Новопокровском известна династия Красильниковых, помнят Якова Марусина и др.мастеров.

№ слайда 50 В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро
Описание слайда:

В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт.

№ слайда 51 Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять м
Описание слайда:

Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять меры. В Хохлому были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы «под старину». Так появились на промысле ковши, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты, коробки для рукоделия. Традиционная травная роспись в это время исполнялась лишь в тех мастерских, где продолжали красить дешевые чашки и блюда для сельского рынка.

№ слайда 52 Советский период
Описание слайда:

Советский период

№ слайда 53 В годы Советской власти промысел был возрождён, получил новую материально-технич
Описание слайда:

В годы Советской власти промысел был возрождён, получил новую материально-техническую базу. Кустари из своих красилен перешли работать в общественные мастерские. В ХХ веке существовало два основных направления: первое связано с городом Семеновым (фабрика "Хохломская Роспись"), второе - с Коверинским районом (фабрика "Хохломской Художник") в селе Семино.

№ слайда 54 В городе Семенове в 1918 году художником Г.П.Матвеевым была организована Школа х
Описание слайда:

В городе Семенове в 1918 году художником Г.П.Матвеевым была организована Школа художественной обработки дерева. В 1931 году существовавшие в Семенове артели в крупное предприятие «Экспорт», впоследствии переименованное в фабрику «Хохломская роспись». Художники испытывали новые материалы и краски, создавали узоры для тканей и фарфора, оформляли хохломским орнаментом книги, расписывали общественные интерьеры.

№ слайда 55 В произведениях мастеров тех лет — А.П.Кузнецовой, И.Д.Смирнова, Я.Д.Красильнико
Описание слайда:

В произведениях мастеров тех лет — А.П.Кузнецовой, И.Д.Смирнова, Я.Д.Красильникова, А.А.Рыбаковой — традиционное «травное» письмо обогатилось новыми элементами: среди трав заалели сочные ягоды, расцвели пышные фантастические цветы, появились изображения птиц, рыбок.

№ слайда 56 Последующие десятилетия в жизни промысла принесли новые имена - Е.Ф.Сенниковой,
Описание слайда:

Последующие десятилетия в жизни промысла принесли новые имена - Е.Ф.Сенниковой, А.И.Куркиной, Н.А.Чикаловой-Денисовой, А.Г.Тюкалова, А.П.Савиновой и других.

№ слайда 57 Роспись семеновских художников называется "городской хохломой". В Ковернинском р
Описание слайда:

Роспись семеновских художников называется "городской хохломой". В Ковернинском районе преемственность традиций сохраняется значительно прочнее. Ковернинскую хохлому иначе называют "сельской".

№ слайда 58 Касимовская хохлома
Описание слайда:

Касимовская хохлома

№ слайда 59 Касимовская роспись родилась в 1974 году. Касимовские мастера предпочли всем про
Описание слайда:

Касимовская роспись родилась в 1974 году. Касимовские мастера предпочли всем прочим технику росписи "под фон" и растительные узоры - лесные ягоды и травы, изредка включая в них василек и ромашку. Здесь своя манера письма. Касимовской росписью можно украсить все, что угодно: мебель, посуду, сувениры. Мастера подшучивают: "Распишем хоть автомобиль!" Случается мастерицам писать и иконы.      Возникнув от Хохломы, Касимовская роспись сумела избежать её влияния.

№ слайда 60 Век XXI
Описание слайда:

Век XXI

№ слайда 61 Расцвет Хохломских промыслов приходится на 70-90-е годы ХХ века. Трудная экономи
Описание слайда:

Расцвет Хохломских промыслов приходится на 70-90-е годы ХХ века. Трудная экономическая ситуация в России после распада Советского Союза привела и к упадку предприятий, производивших хохлому.

№ слайда 62
Описание слайда:

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru