Человек в эпоху НТР «Страна, не способная развивать умения и знания своих людей и эффективно их использовать в национальной экономике, будет не способная развивать что-либо другое» Фредерик Харбисон «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать многое, не зная самого нужного». Л.Н.Толстой
Структура современного общества
Информационное общество «Новое индустриальное», Д.Гэлбрейт «Технотронное», З.Бжезинский «Постиндустриальное», Д.Белл
Информационное общество Что мы знаем?
Информационное общество Что мы знаем?
Информационнное общество Что хотим узнать?
Социальная структура и ценности информационного общества Социальная основа информационного общества – это широкий слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении и доставке информации. Американский социолог Элвин Тоффлер, один из создателей теории информационного общества, назвал этот слой когнитариатом (от лат.cognitio – познание). В последние десятилетия появилось новое явление, ставшее актуальным, - пожизненное образование (Lifelong Learning в дословном переводе с английского означаетё «непрерывное пожизненное образование»).
Информационнное общество Что хотим узнать?
Индекс человеческого развития Ведущая роль образования в развитии современного общества нашла свое отражение во введенном ООН в 1990 году новом показателе оценки каченства жизни, который называется «Индекс человеческого развития» (ИЧР). ИЧР зависит от трех составляющих: средняя ожидаемая продолжительность жизни уровень жизни, измеряемый реальным ВВП на душу населения с поправкой на на стоимость жизни образованность, определяемая грамотностью взрослого населения и средним количеством лет обучения
Индекс человеческого развития В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.
Расходы на НИОКР Высокий образовательный уровень населения важен не только для обеспечения современного производства кадрами рабочих, го и для развития научных исследований, расширения опытно-конструкторских работ. Во всех развитых странах проблема эффективности инновационной деятельности лежит в основе научно-технической деятельности, так как именно нововведения являются средством укрепления тенденций на внутренних и внешних рынках, обеспечивают повышенную конкурентноспособность продукции.
Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? В формирующемся многополярном мире складываются четыре главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу.
Технополисы В наше время появилась целая сеть городов, для которых НИОКР являются ведущей функцией. Они могут называться по-разному, в зависимости от принятой в той или иной стране терминологии: научно-технические и научно-исследовательские парки, инновационные центры, технологические парки, но наиболее часто – технополисы.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев: “В течение ближайшего десятилетия Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счёт сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами и инновационной экономикой. Проект «Сколково» воплощает в себе то внимание, которое мы уделяем инновациям и государственно-частному партнерству. Мы приветствуем обязательства, которые Cisco берет на себя вместе с нами в поддержку будущего России”. Сможет ли Россия с появление технополисов занять достойное место в мире?
Может ли Санкт-Петербург стать технополисом? Какие условия необходимы для образования технополиса? Наличие престижного университета или другого крупного исследовательского центра Наличие высококвалифицированных кадров Надежное финансирование, учитывающее возможный коммерческий риск Хорошее развитие инфраструктуры Благоприятные природные условия
Домашнее задание Эссе «Реализация моих творческих возможностей на практике через 10 лет». Или: Предложите проект технополиса для России, обоснуйте его создание
Ответьте, пожалуйста на вопросы: Насколько ваше мнение о науке и научном потенциале, роли образования изменилось за этот урок? Повлияют ли эти знания на выбор вашей будущей профессии?
Большое спасибо за работу!