Урок № 6.Тема: «Человечество как сумма поколений»
Будем объяснять понятия «человечество», «поколение», «культурное наследие», «культурная память». Покажем процесс роста населения на земле. Охарактеризуем поколение как часть человечества, выясним причины конфликта поколений, определим роль культурной памяти и культурного наследия в жизни человечества. Будем продолжать учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения. В ходе урока постараемся выразить свое отношение к миру предпринимателей и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов.
Процесс роста населения на земле.Понятие «человечество». Поколение как часть человечества.Конфликт поколений.Культурная память поколений.
Задумаемся…Какие ассоциации у вас возникают при слове «человечество»?
Задумаемся…Все человечество можно представить как сумму всех ныне живущих на планете людей. Как живет человечество? Какие проблемы испытывает? Как их решает? Задумаемся об этом на нашем уроке.
1. Процесс роста населения на ЗемлеПопробуем проследить количественные характеристики человечества.Задание: используя рубрику учебника «Интересные факты», попробуем построить график «Процесс роста населения на Земле».
Проанализируйте данные, приведенные в таблице. Какие выводы вы можете сделать о росте численности населения в разные исторические периоды?
С развитием человеческого общества численность людей на Земле возрастает.Задание: Подумайте, почему количество людей на Земле постоянно растет?
Задумаемся… Количественный состав нашей планеты по странам выглядит следующим образом:Китай - 1179,5 млн. человек.Индия - 896,6 млн. человек.США - 258,2 млн. человек.Россия - 148 млн. человек.
Почему количество людей на земле постоянно растет и все более быстрыми темпами? Человечество – это непрерывающаяся смена поколений. Как вы понимаете, что такое поколение? Прочитайте на стр. 36 определение понятия « поколение» и запишите его в тетрадь в виде схемы. сформировавшихся в одних и тех же истори-ческих условиях одинаково мыслящих и похоже оценивающих происходящее чувствующих опреде-ленную солидарность обладающая похожим жизненным опытом
2. Понятие «человечество». Поколение как часть человечестваЧто вы понимаете под термином «человечество?
Итак, человечество - это непрекращающаяся эстафета устремленных вперед поколений людей.Человечество – совокупность всех когда-либо живших на Земле людей, сумма всех прошедших поколений.Задание: попробуйте наглядно изобразить свое собственное видение понятия «человечества».
Какие поколения вам известны? Поколения Люди разных поколений не всегда понимают друг друга.
Итак, Вы все по-своему изобразили изучаемый термин, но есть нечто общее, что объединяет всех нас. Это понятие «поколение».Что же такое поколение?Как вы думаете, какими общими качествами могут обладать представители одного поколения, т.е. сверстники?Вы все по-своему изобразили изучаемый термин, но есть нечто общее, что объединяет всех нас. Это понятие «поколение».Что же такое поколение?Как вы думаете, какими общими качествами могут обладать представители одного поколения, т.е. сверстники?
Похожий жизненный опыт.Схожая манера поведения.Солидарность.Сходство вкусов.Похожие взгляды на жизнь.
А всегда ли между представителями разных поколений существует взаимопонимание?Угадайте, кому принадлежат эти слова?« Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». Сократ, V в. до н.э.
Ролевая игра… Задание: попробуем сыграть в ролевую игру. Представьте, что вы присутствуете на встрече разных поколений. Итак, одна часть класса будет озвучивать представителей молодежи, другая – представителей старшего поколения. Вы можете подготовить вопросы, выступления и т.д., но одно условие – не выходить из образа своих «героев».
Как вы думаете, почему существует конфликт «отцов и детей»? Взрослые слишком заняты собой.Неохотно делятся своей властью.Мало доверяют молодежи.Склонны к волевым решениям.Их идеалы не совпадают с идеалами молодежи.Нетерпимость пожилых людей.
Давайте подумаем Ситуация 1.Ваня пришел из школы и громко включил музыку с записью рок-концерта. Бабушка в это время отдыхала. Она любит слушать романсы.Ситуация 2. Мама просит сына сходить в магазин, а он играет в компьютерную игру и игнорирует просьбу мамы.
Решаем проблему… Как вы думаете, можно ли подходить к проблеме «отцов и детей» с позиции «хуже – лучше»?
Новое идет на смену устаревшему. Но человечество как род людской сохраняется, не обрывается та ниточка, которая вьется подобно волшебному клубочку. Почему?Благодаря преемственности поколений. История одного человека не может быть оторвана от истории предков или современных ему людей. Каждое новое поколение, уничтожая старое, отжившее, внося что-то новое, сохраняет добрые традиции прошлого.Приведите примеры преемственности поколений.
Потомкам остается культурное наследие, созданное предками, сохраненное и приумноженное современниками. Культурное наследие Что такое культурное наследие? Материальные памятники культуры Духовные памятники культуры
Культурное наследие – часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Культурная память поколений. В чем выражается культурная память поколений?Работая с пунктом 3 параграфа, составьте таблицу «Культурная память поколений».
Задумаемся… А все ли культурные ценности проходят проверку временем?Приведите примеры недолговечности культурных достижений.
Итак, человечество можно представить как сумму всех когда-либо живших на Земле людей. Развитие человечества идет путем непрерывной эстафеты поколений. В ходе развития человечеством создается материальная и духовная культура.Как вы поняли название параграфа «Человечество как сумма поколений»?
Продолжите фразу: «Моя бабушка (дедушка) помогает мне…» Сыграем в игру «Круг собеседования». Вы должны продолжить фразы:Я узнал …Я надеюсь, что когда-нибудь…Я бы хотел узнать о…Я понял…
Домашнее задание: Выучить § 5 учебника, составить генеалогическое древо своей семьи.Творческое задание: придумать рассказ о том, что произошло бы, если бы каждое поколение не использовало знания и изобретения своих предков.
Желаю удачи!