Бортникова С.Л.Познание Подготовка к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 11 классов
1. И чувственное, и рациональное познание: формирует знания и представления о предмете;использует логические умозаключения;начинается с ощущения;даёт наглядный образ предмета.
2. Рациональное познание в отличие от чувственного: присуще только образованным людям;формирует понятие о предмете;является критерием истины;приводит к полезным результатам.
3. Познание в отличие от труда: предполагает наличие цели;не имеет практического значения;направлено на получение знаний о предмете;предусматривает соответствие цели и средств.
4. Разделить ниже приведённые понятия на 2 группы: А. рациональное познание;Б. чувственное познание.суждение; 4) понятие;восприятие; 5) представление;ощущение; 6) умозаключение.
5. Истинное знание в отличие от ложного: добывается в ходе познавательной деятельности;соответствует самому предмету познания;требует усилий для своего понимания;излагается с использованием научных терминов.
6. Какое из приведённых утверждений является научным: время течёт повсюду одинаково;делая добро другим, человек нравственно возвышается;электрический ток течёт по проводам так же, как вода по трубам;существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
7. Житейские знания основаны на: эстетическом отношении к действительности;здравом смысле;интуитивном озарении;научно обобщённых фактах.
8. Привести в соответствие столбцы. Ответ записать в виде последовательности букв. ФОРМЫ ПОЗНАНИЯА. ощущениеБ. восприятиеВ. представлениеГ. понятиеД. суждениеЕ. умозаключениеОПЕРАЦИИобобщение полученных данныхобъяснение причин явленияпространственная локализация предметасоздание мысленной модели предметасоздание наглядного образа предмета на основе его созерцания«схватывание» предмета в его целостности, единстве видимых свойствпостроение классификации предметов по определённому основаниюсохранение в памяти образа ранее виденного предмета
Компоненты структуры любой деятельности: субъект – объект цель средства условия результатыОбъясните взаимосвязь компонентов.
Отличительные особенности познавательной деятельности: нацеленность на приобретение новых знаний, раскрытие тайн природыиспользование специальных методов (особенно присуще науке)непосредственным результатом познания является обогащение наших знаний и представление о мире и о человеке, формирование картины мира, также познавательная деятельность развивает интеллектуальные способности человека
9. Что является отличительным признаком познавательной деятельности? наличие объекта и субъекта деятельностинацеленность на обретение нового знанияотбор средств в соответствии с поставленной цельюопора на повседневный опыт
10. Нацеленность на обретение нового знания присуща трудовой деятельностипознавательной деятельностиигровой деятельностикоммуникативной деятельности
11. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно опирается на здравый смыслиспользует понятия и суждениясоздаётся в результате познавательной деятельностисоответствует предмету познания
12. Среди причин, обуславливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не всё доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание. Что ещё придаёт нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? (Укажите три черты.)
13. Несомненное, раз и навсегда установленное знание - это научное понятиеотносительная истинанародная мудростьабсолютная истина
14. И абсолютная, и относительная истина содержит объективное знание о предметедобывается только научным путёмникогда не может быть опровергнутаявляется исчерпывающим знанием о предмете
15. Какое из двух приведённых суждений можно отнести к научному выводу? задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личностиприродной основой развития способностей человека являются врождённые задатки
16. Какое из двух приведённых суждений можно отнести к уровню обыденного познания? холодная зима предвещает жаркое летоизбыток тепла может ограничить распространение определённого вида животных
17. Установите соответствие между положениями и видами познания ПОЛОЖЕНИЕ«общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность»для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественнаяобщество – это сложная динамическая система, все компоненты которой взаимосвязаныодной из функций семьи является социализация подрастающих поколенийВИД ПОЗНАНИЯА. научноеБ. обыденноеВ. художественное Запишите получившуюся последовательность букв.
18. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие только научному познанию; запишите последовательность цифр, под которыми они указаны. использование понятийлогическое выведение умозаключенийэкспериментальное подтверждение результатовоткрытость рациональной критике любого положенияопора на данные опыта чувственного познания
19. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯэкспериментматематическое моделированиенаблюдениеструктурный анализсистемный подходУРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯА. теоретическийБ. эмпирический Запишите последовательность букв
20. Какое слово пропущено в схеме?
Отличия учебного знания от научного: учёный добывает знания, новые для человечества, неизвестные людям ранее; школьник постигает знания, новые для себя.
21. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Отличительным признаком социального познания является использование научных понятий.Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.верно только А; 3) оба суждения верны;верно только Б; 4) оба суждения неверны.
22. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.Б. Социальное познание не использует метод моделирования.верно только А; 3) оба суждения верны;верно только Б; 4) оба суждения неверны.
23. Верны ли следующие суждения об общественных науках? А. Социальную структуру общества, взаимосвязь сфер общественной жизни изучает социальная психология.Б. Основными категориями эстетики являются «добро», «зло», «нравственный выбор».верно только А; 3) оба суждения верны;верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Ответы: 1; 2) 3; 3) 3; 4) АББАБА; 5) 2; 6) 4; 7) 2; 8) ЕДБВББДВ; 9) 1; 10) 2; 11) 4; 12) три ответа из четырёх: бесконечное разнообразие окружающего мира, изменчивость мира и самого человека, влияние на позицию исследователя господствующих в данную эпоху представлений, ограниченность средств познания уровнем развития техники; 13) 4; 14) 1; 15) 2; 16) 1; 17) ВБАА; 18) 34; 19) БАБАА; 20) эмпирический; 21) 2; 22) 4; 23) 4.