Бортникова С.Л.Человек Подготовка к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 11 классов
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции В чём заключается биосоциальная сущность человека?Раскройте понятия человек, индивид, личность. Чем они отличаются друг от друга?
Чем человек отличается от животного?
Потребности и способности человека Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Классификация потребностей Естественные (биологические) – потребность людей во всём том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства.Социальные – определяются принадлежностью человека к обществу, потребностью в трудовой деятельности, созидании, творчестве, признании, достижениях, дружбе, любви, общении.Идеальные (духовные) – потребность людей во всём том, что необходимо для духовного развития человека.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.С. проявляются не в самих знаниях, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.
Высокие уровни проявления способностей: Талант – сочетание способностей, дающее его обладателю возможность успешно, самостоятельно и оригинально, новаторски решать какую-либо сложную задачу деятельности.Гениальность – высший уровень развития способностей, дающий личности возможность достичь эпохального прорыва в развитии какой-либо области деятельности.
Деятельность – форма активности, направленная на преобразование окружающего мира;целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Познание – присвоение знаний, овладение ими. Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самоё себя.Сверхсознание – высшие, наиболее интенсивные формы активности сознания в состоянии бодрствования.
Виды познания
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Каковы биологические черты человека?Какие качества человека имеют социальную природу?Каково соотношение биологического и социального в человеке?
1. Какому понятию соответствует определение: «Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле»?
2. Найдите в приведённом ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу. Способность к преобразовательной деятельностиСтремление к самопознаниюУмение адаптироваться к природным условиямУстойчивые взгляды на мир и своё место в нёмПотребность во сне, дыхании, пищеСпособность к самосохранениюЦифры запишите в порядке возрастания
3. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Природные свойства человека определяют его социальные качества.Б. И человек, и животное способны адаптироваться к природным условиям.верно только А; 3) верны оба суждения;верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Как называются индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью?
5. Какая из перечисленных потребностей свойственна и человеку, и животному? В самопознанииВ воспроизведении потомстваВ общественном признанииВ совместном труде
Анализируя поведение людей, психологи иногда говорят о подлинных и мнимых потребностях. Покажите на конкретном примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности (в каждом случае приведите пример потребности и последствия её удовлетворения).
Учёные полагают, что активность животных в основном предопределена генетически наследуемыми инстинктами, многие из которых были основательно расшатаны или стёрты в процессе социальной жизни человека. Приведите три доказательства влияния социальных факторов на биологические основы жизни человека.
8. Установите соответствие понятий и их определений: к каждой позиции в левом столбце подберите позицию из правого столбца: ОПРЕДЕЛЕНИЕИдеальный образ желаемого результата человеческой активностиФорма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительностиНужда в чём-либо, требующая удовлетворенияПОНЯТИЕА) потребностьБ) цельВ) деятельность
Назовите отличия между деятельностью человека и деятельностью животного.
10. Какая из названных черт характеризует и деятельность человека, и активность животных? целеполаганиеудовлетворение потребностейсознательный выбор орудийсамоконтроль
11. Какая из названных черт присуща игре? Создание экономических благРеализация потребности в отдыхеНаличие элементов творчестваПрименение орудий
12. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения? Общение - этоА. элемент любой совместной деятельностиБ. особый вид активности, основанный на обмене знаниями, эмоциямиверно только А; 3) верны оба суждения;верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Классификация видов деятельности по характеру и направленности деятельности
13. Реализация правительством намеченных экономических реформ представляет собой, в первую очередь, деятельность ПрогностическуюСоциально-преобразовательнуюПознавательнуюЦенностно-ориентационную
14. Установите соответствие понятий и определений ОПРЕДЕЛЕНИЕОтдельно взятая особь homo sapiensНабор уникальных, неповторимых свойств человекаНабор социально значимых качеств человека, приобретённых им в процессе социальной жизниПОНЯТИЕА) личностьБ) индивидВ) индивидуальностьРасставьте буквы по порядку.
15. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность является продуктом биологической эволюции.Б. Определяющее влияние на формирование личности оказывает общество.верно только А; 3) оба суждения верны;верно только Б; 4) оба суждения неверны.
16. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода личности – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.Б. Свобода личности ограничена интересами других людей, общества в целом.верно только А; 3) оба суждения верны;верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Ответы: 1. человек; 2. 124; 3. 2; 4. способности; 5. 2;6. удовлетворение подлинных потребностей позитивно отражается на состоянии человека, а мнимых – разрушает личность: подлинная – забота о других, мнимая – контроль над людьми;7. 1) поведение человека определяется культурными ценностями; 2) важным фактором является процесс социализации; 3) человек способен к творчеству; 4) при взаимодействии с другими людьми человек развивает способность к речи, мышление, сознание и др.;5) человек способен сознательно управлять своими инстинктами;8. БВА;9. деятельность животного подчинена инстинктам, а человек действует целенаправленно, умеет подавлять инстинкты;10. 2;11. 3;12. 3;14. БВА;15. 2;16. 3.