Профориентация Выбор профессии
Содержание: Чем отличается профессия от специальности.Типы профессий.Интересы, склонности, способности.Самовоспитание в выборе профессии.Правила педагога К.Д.Ушинского.
П р о ф е с с и я Профессия -это необходимая для общест-ва, ограниченная область при-ложения физических и духов –ных сил человека, дающая емувзамен приложенного им трудавозможность существования иразвития.
С п е ц и а л ь н о с т ь Специальность - вид занятия в рамкаходной профессии.Например: профессия-машинист. Специальность – машинист тепловозаи т.д.
Профессии делятся Производственная сфера:промышленность,сельское хозяйство,строительство,лесное хозяйство,промышленный транспорт, связь. Непроизводственная сфера:Здравоохранение,Пассажирский транспорт, торговля, система массовой ин –формации, просвещение.
Типы профессий Человек – природа. Орудия труда - различ-ные организмы, биологи –ческие процессы.Профессии:тракторист-машинист, рыбовод, зоотехник, агроном, комбайнёр.
Человек - техника Предметы труда:технические системы,вещественные объекты,материалы, виды энергииПрофессии – водитель,токарь, сварщик, диспет-чер, инженер и т.д.
Человек - человек Предметы труда – человек. Профессии:Продавец, медсест –ра,проводник , стюар-десса, доктор, педа –гог и т.п.
Человек - знаковые системы Предметы труда:условные знаки, цифры, фор-мулы, коды, естественные илиискусственные знаки.Профессии: – наборщик,кассир, делопроизводитель,бухгалтер, специалист по ком-пьютерам.
Человек -художественный образ Предметы труда: произведения лите –ратуры, искусства. Профессии: парикмахер-модель-ер, чеканщик, резчик по дереву и камню,фотограф, писатели,актёры
Интересы, склонности, способности. Технические - способности к овладению техникой и освоению технических наук.Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии,математики, черчения и т.п.
Математические способности Математические – способность к овладению математическими методами мышления.Интерес к математике, умение логически мыслить, анализировать и обобщать, успешное овладение математи –ческими знаниями и т.п.
Педагогические способности Педагогические – способности к воздействию на другогочеловека с целью обучения и воспитания.Интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, умение организовывать детский коллектив, убедительная речь,требовательность, тактичность и т.п.
Организаторские способности Организаторские – умения организовывать какое-либодело и людей.Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу междулюдьми, быть добросовестным исполнителем и т. п.
Литературно – лингвистические способности Литературно – лингвистические – способности клитературной деятельности, овладению языками.Хорошо развитая речь, богатый словарный запас, интерес к освоению языков, изучению литературы, развитая слуховаяпамять, наблюдательность и т.п.
Способность к искусству Способность к искусству –это творческое воображение, образное мышление.Для художника – яркость зрительного восприятия, чувство цвета и формы; для актёра – дикция, мимика, пластика, спо-собность к перевоплощению, умение видеть прекрасное в при-роде и окружающей жизни.
Самовоспитание в выборе профессии Обдумывая выбор своейпрофессии, вы начинаетеоценивать свои склоннос-ти, возможности.Для успешной работы над собой нужно быть дисциплинированным, т.е.подчиняться установлен-ным правилам поведения,занятий, строго придер -живаться намеченногораспорядка жизни и труда.
Правила педагога К.Д.Ушинского «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внеш – нее. Прямота в словах и поступках. Обдуманность действия. Решительность. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то что случится. Каждый вечер добросовестно давать отчёт в своих поступках. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
Используемая литература: Выбери профессию. - пособие для для подростков. - М. - Просвещение. 2000г. - 36стр.