Словарная работа на уроках русского языкав системе развивающего обучения по технологии Ю.А. Поташкиной Автор презентации: Гурова Е.А., учитель начальных классов МОУ «Великомихайловская СОШ»Учитель высшей категории; «Почетный работник общего образования РФ»; стаж работы 28 лет
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - так образно и точно охарактеризовал наш язык К.Г. Паустовский.
«… Что такое язык… для чего дано слово? – читаем в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского. – Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мыслей… Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом и, уж конечно, тем буду умнее».
В этих словах – суть роли языка в жизни человека и одновременно – важность постоянного обогащения словарного запаса, а значит – и одна из основных задач учителя. В чем причины недостаточной эффективности словарной работы? Контрольно - проверительные виды упражнений. Механический характер работы над ошибками. Отрыв словарно – орфографической работы от изучения основного грамматико – орфографического материала. Ведение специальных словарей не всегда себя оправдывает. Как правило, ученик лишь один раз записывает слово в словарь и больше к нему не возвращается. Нужны обязательные упражнения, направленные на запоминание зрительно – графического образа слова.
Словарная работа – обязательный этап урока по технологии Ю.А. Поташкиной Эти «словарные» слова объединены в наборы, или «порции», по 6 слов в 1-3 классах и по 9 слов в 4 классе.
Этапы словарной работы На I этапе - знакомство со словами. Для чего весь набор записывается на доске или отдельном плакате с указанием ударения и ошибкоопасных мест. Ребята выясняют лексическое значение каждого слова и вносят их в тетради. Попутно вспоминаем об однозначности и многозначности слов, подбираем синонимы, антонимы, фразеологизмы к отдельным из них. Ввести новые слова можно по-разному: в виде связного рассказа, путем демонстрации репродукций, иллюстраций, фотографий. Когда во втором классе пришло время знакомить детей с порцией «словарных» слов №4, я рассказала ребятам такую семейную историю. Отец моей мамы, мой дедушка, был солдатом Великой Отечественной войны. Он был младшим командиром, и погиб как герой в тяжелейших боях под Москвой. Когда в День Победы в столице нашей Родины гремят залпы праздничного салюта, я с болью и гордостью думаю о своем дедушке, которого, к сожалению, никогда не видела.
Также легко можно проиллюстрировать такие наборы:–Воробей, свиристель, синица, соловей, сорока, канарейка. Василёк, колокольчик, одуванчик, пион, ромашка, фиалка (1 класс);–Качели, карусели, лестница, песок, песочница, скамейка (2 класс);–Абрикос, ананас, апельсин, банан, лимон, мандарин (3 класс);–Бегемот, горилла, гиена, дракон, кабан, кашалот, кенгуру, мамонт, крокодил (4 класс). И другие.
Этапы словарной работы На II этапе - ежеурочная отработка правильного произношения и написания. Осуществляется она, во-первых, путем хорового скандирования по слогам сначала графического оформления слова, а затем - орфоэпического: Мо-ло-ко - [ма-ла-ко] Крос-сворд - [красворт] Во-вторых, эффективны разнообразные развивающие, акцентирующие внимание на данных словах виды и приемы работы. Любимы ребятами различные игры:«Верни слово!»«Орфографический поцелуй»«Словесный бой»Составление кроссвордов
Сформированные тематически блоки позволяют вести разнообразную работу по развитию устной и письменной речи учащихся. В 3 и 4 классах эта работа углубляется сочинениями-миниатюрами, стихами собственного сочинения и т.п. Например, вот какой рассказ предложил своим одноклассникам ученик 2 класса Иван Г.-Б. Петя приехал к бабушке на каникулы. Он зашел в дом и увидел свой любимый абажур, который напоминал маленького щенка. На веранде в корзине лежали яблоки, а на столе стоял графин. Бабушка позвала Петю завтракать и налила ему молоко. Потом Петя пошёл на речку и встретил своих старых друзей Сашу и Ваню. Они ловили рыбу и рассказывали друг другу смешные истории. Петя забыл, что пора обедать. Друзья не заметили, как прошло время. Пришла бабушка и позвала всех домой ужинать. А вот такое сочинение-миниатюра получилось у второклассницы Кристины З. Каждый вокзал живет своей оживленной жизнью. На перроне всегда множество пассажиров. Каждый из них внимательно вглядывается в подходящий поезд, чтобы найти свой вагон. И вот вагон найден, чемоданы и весь остальной багаж погружены в него. Теперь можно спокойно отправляться в любое путешествие!
Этапы словарной работы На III этапе - всевозможные виды контроля, позволяющие следить, как идет запоминание, какие слова вызывают затруднения.Пока играем в «Верни слово», у доски 3 учащихся: один диктует, а двое записывают слова, а затем весь класс проверяет.На другом уроке диктант - кроссворд, составленный одним из учащихся.А еще самые различные диктанты из 10-12 самых трудных слов, с самопроверкой, взаимопроверкой, зрительные, графические и др.В заключение в конце недели контрольный словарный диктант, в который включаются слова последнего набора и те из предыдущих, в которых были допущены ошибки. Систематичность, отлаженность словарной работы позволяют добиться того, что дети, встречая трудное слово, автоматически разбивают его на слоги и откладывают в свой «компьютер» на долгую память.
Результативность опыта Диаграмма №1Диаграмма качественных результатов словарных диктантов за 2006 – 2007 учебный год
Из представленных диаграмм видно, что в системе работы по данной технологии знания учащимися слов с непроверяемыми написаниями находятся под постоянным контролем. Качественные результаты контрольных словарных работ довольно высоки и стабильны. К концу 4 класса учащиеся практически безошибочно справлялись с контрольными словарными диктантами.Диаграмма №2Диаграмма качественных результатов контрольных словарных диктантов за 2007 – 2008 учебный год
В 2008 – 2009 учебном году в первый класс ко мне поступили 23 ученика, с которыми мы также продолжили работать в режиме эксперимента по технологии обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной. Обучение было безотметочным до второго полугодия 2 класса. Диаграмма №3Диаграмма качества знаний по русскому языку учащихся 2 класса 2009 – 2010 уч. г.
Результативность участия учащихся 1 – 2 классов в интеллектуальных конкурсах в 2008 – 2010 г.г.
По результатам Всероссийского молодёжного чемпионата «Старт» 2009-2010 уч. г. мой ученик Котиков Александр стал Федеральным победителем, за что награжден грамотой и медалью.