Тема урока: Род несклоняемых имен существительных. УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы учебника С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.КузнецовРаздел : Как устроен наш язык.Учитель: Давыденко М.М.МОУ-СОШ №35г. Белгород2010 г.
Психологическая установка Мы уже многое знаем.В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.У каждого из нас свое мнение и его нужно озвучивать.Мы не боимся ошибаться.Разминка для пальцев рук (упражнения «Веревочка», «Приветик»), массаж пальчиков.
Цели урока: Определять род имен существительных.Согласовывать имена существительные с зависящими от них именами прилагательными.Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Д.С.Лихачев
Работа в парах постоянного состава. Что называется именем существительным?Какие имена существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?
Проблемный вопрос: Может ли имя существительное не иметь рода?
Работа по вариантам (индивидуальная, дифференцированная работа) 1 группа: Определить род имен существительных: багаж, животное, победа, шофер, яблоко, ракета, остров, болото, аптека, трамвай.2 группа: Дописать окончания имен существительных, определить их род. Замачательн…человек, прекрасн…настроение, ликующ…крик, осенн…погода, интересн… рассказ, увлекательн…чтение, отличн… оценка.
Проверка задания Багаж (м.р.), животное (ср.р.),победа ( ж.р.), шофер (м.р.), яблоко ( ср.р.), ракета ( ж.р.), остров ( м.р.), болото (ср.р.), аптека ( ж.р.), трамвай( м.р.)
Проверка задания Замечательный человек ( м.р.).Прекрасное настроение ( ср.р.).Ликующий крик ( м.р.)Осенняя погода ( ж.р.)Интересный рассказ ( м.р.)Увлекательное чтение ( ср.р.)Отличная оценка (ж.р.)
Индивидуализированная работа Задания из «Русского медвежонка»1.Что триста лет назад означало слово виктория?А) госпожа; Б) удача; В) чужбина; Г) разлука; Д) победа.2. Из всех приведенных ниже слов, кроме одного, можно убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Кроме какого?А) золото; Б) серебро; В) железо;Г) листопад; Д) корзина
Усвоение новых знаний и способов действий Вырос высокий дуб ( трава, дерево).По телевизору шел интересный фильм (передача, выступление фигуристов). Месяц (луна, солнце)освещал поляну ярким сиянием.Вывод: если меняется имя существительное, то меняется окончание у зависимого от него имени прилагательного, происходит согласование, а еще меняется окончание и у глаголов.
Фронтальная работа. Московское метро самое красивое в мире. Забавный кенгуру смотрел на нас любопытными черными глазками. Утром папа всегда пьет черный кофе.Вывод: род неизменяемых имен существительных можно определить в предложении по смыслу.
Определить род имен существительных ( групповая работа) 1 группа: алое, ассорти, ателье, пюре;2 группа: колье, конфетти, купе, кенгуру;3 группа: интервью, депо, жюри, домино;4 группа: маэстро, трюмо, такси, фойе;5 группа: пюре, пенальти, рагу, соло;6 группа: табло, пенсне, мокко, каноэ.
1 группа (Ателье (ср. р.)
3 группа Интервью (ср. р.)Домино (ср. р.)
Подбор имен прилагательных к существительному пюре, жюри Фруктовое, морковное, яблочное, сладкое, полезное, натуральное, кислое, овощное, детское, вишневое, сливовое. Молодое, компетентное, умное, справедливое, сердечное, интересное, требовательное.
Этап закрепления новых знаний и способов действий. Работа в парах постоянного состава( работа с учебником). Согласовать имена прилагательные и имена существительныеРозов…(-ый, -ая, -ое) фламинго.Широк…( -ый, -ая, -ое) шоссе.
Род имен существительных можно определить: По смыслу в предложении;По словарю;По правилам.
Этап обобщения и систематизации знаний. Умница, молодчина- это наши мальчики и девочки.Имена существительные бывают и общего рода.
Индивидуализированная работа Составить кластер по данной теме.
Результативность урока Отметки за урок: « 5» - 13 чел. «4» - 9 чел. «3»- 3 чел.
Молодцы! Мы много узнали нового!Нам было очень интересно! У всех прекрасное настроение!Спасибо за интересное сотрудничество!
Результативность работы Мега проект «Познание и творчество» Номинации:Я знаю русский язык – 5 лауреатов, 3 место Черненькая Дарья (осень 2009 г.)Окружающий мир – 4 лауреата;Литературная викторина – 2 лауреата;Математическая мозаика – 3 лауреата;Ума палата – 3 лауреата.
Литература Дьяченко В.К.Коллективный способ обучения. Диалоги об обучении. М., 2004.Мкртчян М.А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005Дейс С.В. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм.