Развитие инновационной деятельности в вузах: новые тенденции Иващенко Н.П. д.э.н., профессор, зав.кафедрой экономики инноваций
Вопросы для обсуждения Новая роль университетов как ключевого фактора инновационного развития Современные инструменты инновационной политики в отношении российских вузов Инновационная политика МГУ имени М.В.Ломоносова Повышение инновационной активности экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Постановка проблемы. Актуальность. Россия: Ведущие зарубежные страны:
любая страна мира стоит перед глобальной проблемой перевода научных достижений, полученных в университетах… любая страна мира стоит перед глобальной проблемой перевода научных достижений, полученных в университетах… успех развития любой страны сейчас определяется той скоростью, с какой результаты научной деятельности воплощаются в новых технологиях и технологических продуктах на рынке, то есть скоростью коммерциализации РНТД.
Трансформация российских университетов – в начале пути В России процессы трансформации высшего образования только начались, поэтому исследование возможностей развития инновационной деятельности в российских вузах носят важный теоретический и практический характер.
Трансформация моделей университетов
Способен привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности, Способен привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности, Развивает инновационные методы обучения и модифицирует его содержание 3. Тесно взаимодействует с бизнес-сообществом, где внедряются разработки университетских ученых.
Вывод: «ТРЕТЬЯ» ЗАДАЧА УНИВЕРСИТЕТОВ (Швеция, 2003)
Новая роль университетов Опыт лучших исследовательских университетов: возникает замкнутый цикл от обучения и исследований до создания малых инновационных предприятий У университетов возникает новая зада - это не столько, собственно, подготовка кадров, сколько производство инновационных идей и кадров, которые их несут и внедряют.
Современные инструменты инновационной политики в отношении российских вузов
Показатели оценки эффективности программ развития НИУ (новое!) Показатели успешности образовательной деятельности Показатели результативности научно-инновационной деятельности 2.3. Отношение доходов от реализованной НИУ и организациями его инновационной инфраструктуры научно-технической продукции по ПНР НИУ, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, к расходам федерального бюджета на НИОКР, выполненные НИУ 2.4. Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР НИУ 3. Показатели развития кадрового потенциала 4. Показатели международного признания 5. Показатели финансовой устойчивости
Привлечение в вузы ведущих ученых мира Постановление Правительства РФ «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования (№ 220 от 9.04.2010) Гранты для проведения научных исследований в 2010-2013 гг. – до 150 млн. руб. Предусматривается выделить из федерального бюджета 12 млрд.руб.: в 2010 году – 3 млрд. руб. в 2011 году – 5 млрд. руб. в 2012 году – 4 млрд. руб.
Современные инструменты инновационной политики в отношении российских вузов
Закон № 217-ФЗ о создании бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (РИД)
Стимулирование кооперации бизнеса и вузов: новые механизмы(№ 218 от 9.04.2010) Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» (№ 218 от 9.04.2010) Предоставляются субсидии (на конкурсной основе) организации (предприятию) в объеме до 100 млн.руб. для проектов, предусматривающих проведение НИР и НИОКР в высших учебных заведениях Организация (предприятие) дополнительно направляет 100% собственных средств, причем 20% используется на НИР и НИОКР На 2010-2012 гг. предусмотрено государственное финансирование в объеме 19 млрд. рублей.
Современные инструменты инновационной политики в отношении российских вузов
Формирование инновационной инфраструктуры в вузах 9 апреля 2010 г. – Постановление Правительства РФ № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (На 2010-2012 гг. – выделено 8 млрд руб.; Для образовательного учреждения выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет 50 млн.руб. в год
Отчетные показатели (ППРФ – № 219) Объем выполняемых на базе инновационной инфраструктуры образовательного учреждения работ и услуг Общее количество результатов интеллектуальной деятельности, принятых к бюджетному учету Количество хозяйственных обществ, созданных образовательным учреждением Количество рабочих мест в созданных инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах Количество студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава участвующих в работе хозяйственных обществ Количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно-ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в ВУЗе Численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников ВУЗа, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих иностранных университетов Объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры образовательного учреждения
Основные итоги за 2 года создание в ведущих отечественных институтах высшего образования точек регионального и отраслевого роста. вовлечение вузов в инновационную и внедренческую деятельность, развитие кооперации вузов с бизнес-средой в рамках создания вузовских малых инновационных предприятий, имеющих целью коммерческое применение вузовских разработок (№ 217-ФЗ от 2.08.2009), развитие стратегического взаимодействия вузов с промышленными предприятиями (ППРФ № 218 от 9.04.2010). формированию в ведущих вузов современной инновационной инфраструктуры (ППРФ № 219 от 9.04.2010), являющейся базовой основой для повышения инновационной активности и развития предпринимательских компетенций обучающейся молодежи
Инновационная политика МГУ (2004 - н/вр.) Создание Управления инновационной политики и организации инновационной деятельности (2004)
МГУ и новые тенденции Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2020 года Москва 2010
ПНР-9 «Инфраструктура инновационной деятельности МГУ имени М.В.Ломоносова» Мероприятие 9.1. Создание и развитие инновационных бизнес-инкубаторов (Отбор, формирование и развитие не менее 20 инновационных проектов для их размещения в бизнес-инкубаторах, создание не менее 10 малых инновационных предприятий) Мероприятие 9.2. Создание единой системы выявления, учета, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности Мероприятие 9.3. Развитие Центра трансфера технологий МГУ имени М.В. Ломоносова (ЦТТ МГУ) Мероприятие 9.4. Создание пояса малых инновационных компаний в МГУ имени М.В. Ломоносова Мероприятие 9.5. Создание центра высоких технологий, прототипирования и инжиниринга (Центр коллективного пользования (ЦКП), опытно-технологические линии, отдел инжиниринга).
Программа развития инновационной инфраструктуры МГУ имени м.в. Ломоносова (ППРФ №219) «Развитие инновационной инфраструктуры МГУ как основы для формирования инновационной среды в МГУ, в том числе за счет создания профильных технологических платформ с предприятиями высокотехнологичного сектора экономики» УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Академик Садовничий В.А. ________________________ Дата: 22 июля 2010 года Москва, 2010
Роль экономического факультета в повышении инновационной активности Уч.курсы в бакалавриате и магистратуре Новые методы обучения (проекты, конкурсы) Факультативы на естественных факультетах МГУ Программы ДПО
Некоторые выводы В современных университетах обучающая и исследовательская функции по-прежнему являются ключевыми, однако университеты приобретают дополнительную функцию – предпринимательскую, играя существенную роль в экономическом развитии Успех инновационной деятельности во многом зависит от восприятия и готовности принять новые тенденции руководством и коллективами университетов (просветительская миссия) Для различных университетов (факультетов) модели инновационной деятельности должны быть различными – данная проблема требует дальнейшей теоретической и практической разработки.