ПРОГРАММАвоспитания и социализациипо профориентированию обучающихся«Пусть меня научат!»срок реализации 2013-2016 гдля обучающихся 1-11 классов.
Нормативно-правовое обеспечение программы Конституция РФВсеобщая Декларация прав человекаДекларация прав ребенкаЗакон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗКонвенция о правах ребенкаТрудовой кодексЗакон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗФГОС НОО и ОООПримерная программа воспитания и социализации обучающихся Послание Президента Федеральному собраниюКонцепцией Модернизации российского образования
Выбор профессии является одним из главных решений, которые человеку предстоит предпринять в жизни.Актуальность проблемы состоит в том, чтобы не только предоставить ребенку возможность для самореализации личности, но и совершенствовать работу по профориентации, создавать условия для повышения уровня подготовки молодых людей к осознанному выбору профессии.
Этапы реализации программы:информированностимотивационно-потребностный деятельностно-практический
Цель:Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Задачи:Выявить предпочтения, склонности и возможности обучающихся к освоению вида деятельности;Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.Создать систему профориентационной работы с обучающимися через учебную, внеучебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность.Разработать формы и методы взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся;
Предполагаемый результат:создать систему профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность и работу социума на всех ступенях обучения;повысить мотивацию молодежи к труду;оказать адресную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии;обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Основные направления деятельности:Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.Диагностика и консультирование – с целью формирования у школьников осознанного выбора профессии.Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств, для создания эффективной системы профориентации в ОУ.Профадаптация – с целью обеспечения, функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Содержание Программы.1-4 классы: Этап информированности - предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития.(через проведение игровых занятий, экскурсий, бесед, конкурсов рисунков с привлечением родителей).
5-8 классы:мотивационно-потребностный этап- предполагает освоение обучающимися труда, как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда , мотивы выбора профессии, наличие интересов. Обучающиеся будут ознакомлены: с профессиями, существующими на современном рынке труда.( через методики по профориентированию, анкетирование, деловые игры, экскурсии.)
9-11 классы:деятельностно-практический этап- предполагает овладение умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения, через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, проведение профессиональных проб, социально-значимых практик.
Механизм реализации программы. разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий с подбором диагностических методик.совершенствуется содержание профпросвещения, развитие ученического самоуправления, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями.предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.
Структура деятельности педагогического коллектива Главным исполнителем программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий программы: классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.
Критерии и методы(1-4 классы) Выявление предпочтений, склонностей и возможностей обучающихся к освоению вида деятельности; беседы, презентации, игры, рисунки.(5-8 классы) Формирование знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; профессиограмы, анкетирование.(9-11 классы)Создание системы профориентационной работы через учебную, вне учебную, внешкольную и общественно-значимую деятельность Разработка форм и методов взаимодействия учреждений профессионального образования и ОУ по профессиональному самоопределению обучающихся; дни профориентации, встречи с представителями различных профессий
«Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой» В. А. Сухомлинский
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ