Тема работы: «Природные зоны России» Работа выполнена учителями начальных классов Таицкой средней школы:Марковой Л. В.Пестовниковой Л. А.
Тема урока: Пустыня
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;Познакомить с климатическими особенностями зоны пустынь, растениями и животным миром.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Ход урока: Организационный момент. Снова пришёл долгожданный миг- Нам пора в дорогу Он зовёт нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы.-Сегодня перед нами откроет свои тайны ещё одна природная зона России.
Проверка знаний: Тест « Зона степей»1. Зона степей расположена на … нашей страны.а) Севере б) востоке в) юге 2. Характерный признак зоны степей – это ...а) Сплошной травянистый растительный покров;б) Отсутствие сплошного растительного покрова;в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
3. Для растений степи характерны: … а) Стелющиеся корни, крупные листья; б) Длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки; в) Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья.4. К степным животным относятся … а) Ястребы, лоси, белки. б) Белый журавль, лемминги, песцы. в) Журавли-красавки, дрофы, суслики.
Работа над новым материалом: Слово «пустыня» вызывает ощущение жажды и представление о палящем зное и безжизненных просторах.Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70, а температура воздуха в тени поднимается выше 40 градусов.
Пустыня расположена к югу от степной полосы в центре Евразии. (карта природных зон) Поверхность пустыни холмистая, часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Они похожи на волны. Жаркое синее небо, а в небе раскаленное солнце.
Сухость и жара – основные отличительные признаки пустыни. Солнце быстро сушит землю. И тогда просыпаются высокие песчаные волны – барханы. Ветер, пересыпая песок через гребни барханов, заставляет их как бы ползти по пустыне. Бывают здесь и песчаные бури. Раскаленный ветер поднимает тучи песчинок: не видно ни неба, ни солнца. А жарище такое, что ноги обжигает даже через ботинки, можно испечь яйцо.
Гипотеза: Пустыня - это безжизненные просторы.
Задание группам: Пора включиться в работу нашим …БотаникамОбщие особенности растений.Индивидуальное приспособление к природным условиям.Значение в природе.ЗоологамПриспособленность животных пустыни к природным условиям.Значение в природе.ЭкологамЭкологические проблемы и пути их решения.Охрана редких животных и растений, заповедники.
Презентация ботаников. Растения пустынь:1. Верблюжья колючка.2. Саксаул.3. Джузгун.4. Колосняк. Вывод:
Верблюжья колючка Корни у растений необыкновенно длинные (до 20 метров), иначе как достанешь влагу. Крохотные листочки, в виде колючек, чтобы как можно меньше испарять драгоценную влагу. Поедается верблюдами. В посевах — сорняк. Используют на топливо. Медонос.
Саксаул. Саксаул – странное дерево, не дающее тени. Очень низкое дерево. не более 4-5 метров. Листья саксаула настолько мелки, что ветки кажутся голыми. Ствол его корявый, сучья перекрученные. Древесина тяжелее воды, нельзя сделать бревна. Из-за недостатка влаги растут на большом расстоянии друг от друга.
Джузгун. ДЖУЗГУН (жузгун), род кустарников семейства гречишных. Около 80 видов, в пустынях и степях Азии. Многие джузгуны — пескоукрепители; служат кормом верблюдам и овцам. Цветение джузгуна
Колосняк. Его ещё называют «песчаным овсом».Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра.
Вывод: Пустыня- это не безжизненное пространство. Растения приспособились к климату пустыни. Характерные особенности растений пустынь. 1. Растительность пустыни бедная, не образует сплошного покрова, 2 . Засухоустойчивые. 3. У них длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине. 4. Мелкие жесткие листья, могут быть колючки, чтобы как можно меньше испарять влаги.
Презентация зоологов. Животные пустыни:1. Верблюд.2. Тушканчик.3. Ящерица - круглоголовка. 4. Песчанка Вывод.
Верблюд. Верблюды питаются кустарниковыми и полукустарниковыми солянками, листьями деревьев, луковицами. Известная способность верблюдов длительное время обходиться без воды, связана с тем, что они могут переносить некоторое повышение температуры тела без усиленной влагоотдачи.
Тушканчик. В пустыне живет много разных тушканчиков. Но самый симпатичный из них – земляной зайчик. Кормиться земляной зайчик выходит только вечером в сумерках. Они удивительны тем, что им хватает той влаги, которая есть в стебельках растений. Они оказывают значительное воздействие на почвенный и растительный покров, служат пищей для пустынных хищников.
Ящерица – круглоголовка. Круглоголовка распространена в песчаных пустынях. Ее длина вместе с хвостом может быть более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми. Свое название получила за привычку в случае опасности принимать угрожающую позу, широко открывая рот и расправляя ярко окрашенные и усаженные шипиками складки кожи в углах рта. В случае опасности мгновенно зарывается в песок.
Песчанка. Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей, но могут поедать и мелких беспозвоночных.
Вывод : Пустыня населена животными,которые приспособились к её климатическим условиям 1. Они имеют общую серовато-желтую или бурую окраску под цвет песков. 2. Могут долгое время обходиться без воды и пищи. 3. Некоторые днем, в жару, спят в норах, а активны ночью. Гнезда устраивают в основном в земле, а не на ее поверхности или на деревьях, быстро бегают.
Презентация экологов. Пустыня и человекНеумеренное орошениеВыпас скотаБраконьерствоВывод
Пустыня и человек. Пустыня была и остается экстремальной природной средой для жизни людей, хотя именно в условиях пустыни зародились и существовали древние цивилизации. Жизнь возникала обычно вблизи колодца, реки или иного водного источника. Так появились оазисы, первые «островки» жизни, созданные трудом человека. Жизнь в оазисах и занятия населения существенно отличались от условий собственно пустыни, где люди обречены на вечное кочевье под палящим солнцем и пыльными бурями в поисках воды. Разведение овец и верблюдов стало традиционным занятием кочевников. Орошаемое земледелие и садоводство развивалось только в оазисах, где издавна культивировались такие растения, как хлопок, пшеница, ячмень, сахарный тростник, оливковое дерево, финиковая пальма и др. Быстрый приток населения в крупные оазисы привел к образованию первых городов.Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые надо решать.
Неумеренное орошение Неумеренное орошение приводит к беде: в почве накапливается много соли. От этого культурные растения страдают, снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти ( джузгун, колосняк).
Выпас скота Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки.А причина вот какая. Скот подолгу пасут на одних и тех же пастбищах, и животные вытаптывают растения,которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения. А ведь эта работа не понадобилась, если бы люди правильно пасли скот.
Браконьерство Сайгак своеобразное животное похожее на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгак избегает холмов и гор, сыпучих песков и глубокого снега, поскольку на пересеченной местности становится беспомощным, на бегу не способен перепрыгнуть даже через канаву.До 18 века сайгак имел огромный ареал, доходя до Киева и Барабинской степи. Но в результате активного расселения человека, численность резко сократилась. В начале 20 века находился на грани уничтожения. В СССР охота была запрещена в 1919-1950 годах. .
Вывод 1. Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.2. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков.3. Браконьерство.
Думай ещё
Молодец!