Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su Номинация «Другие великие люди России» Андреева Светлана Павлиновна учитель начальных классов ГБОУ лицей № 95 Санкт-Петербург Презентация «Город мастеров»
Город мастеров
О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель… А.С.Пушкин 1829 год А.С.Пушкин посвятил эти строки своему другу, выдающемуся учёному-востоковеду, дипломату, инженеру-изобретателю Павлу Львовичу Шиллингу. Эти незабываемые слова можно адресовать всем замечательным людям, прославившим Санкт-Петербург. Архитекторам и мастерам, учёным и инженерам, писателям и спортсменам, артистам и исследователям, жившим и живущим ныне в нашем городе. Создавшим всемирную славу России и Санкт-Петербургу необыкновенными талантами и упорным трудом.
«Небесный кровельщик» В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле Петропавловского собора. К директору строительного комите-та пришёл «Ярославской губернии казённый крестьянин, кровельного цеха мастер Пётр Телушкин». Он ска-зал, что без лесов починит и крест, и ангела на высоте 122 метра. Один, без помощников. О мастере известно было немного. В возрасте 23 лет он пришёл в Петер-бург на заработки. В родной губернии ему уже приходилось ремонтировать купола церквей и колоколен.
Мастера за труды наградили серебряной медалью с надписью на ленте «За усердие»
«Поезд мчится в чистом поле…» В 1834 году российское правительство пригласило на работу профессора Венского политехнического института, чеха по национальности, Франца Антона фон Герстнера. Он был известен как строитель первой в Европе пассажирской желез-ной дороги.
Торжественное открытие линии Царскосельский дороги состо-ялось 30 октября 1837 года. Этот день считается началом железнодорожных перевозок в России.
«Шестьдесят вёрст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеной, оставляя за собой белое облако пара» Газета «Санкт-Петербургские ведомости» Сначала решили эту дорогу испытать – боялись, что вагоны сойдут с железных рельсов и обрушатся. Поставили на рельсы несколько вагонов и впрягли лошадей. Поездка так понрави-лась, что пассажиры катались до темноты. 6 ноября 1837 года к вагонам прицепили огнедышащее чудо-вище – паровоз. А чтобы больше набрать смельчаков, поездки сначала были бесплатными. « Езда будет продолжаться в любую погоду» – объявляли первые железнодорожные начальники.
Первые паровозы были закуплены в Англии и носили звучные имена – «Богатырь», «Слон», «Лев», «Орёл», «Сокол». Через год появился первый российский паровоз «Провор-ный». Название «паровоз» прижилось не сразу. Новую технику имено-вали сначала «сухопутный паро-ход».
Павловский вокзал Витебский (Царскосельский) вокзал Чтобы привлечь будущих пассажи-ров, Герстнер решил построить в Пав-ловске вокзал. В то время вокзалом называлось здание для выставок и концертов. Были заказаны фонтаны, вокруг здания разместили цветники. Павловский вокзал стал одним из лучших концертных залов России. Здесь выступали знаменитые певцы, музыканты и дирижёры.
«Шоколадный король» До 19 века почти все сласти привозились в Россию из-за гра-ницы. Известный в Петербурге торговец Григорий Николаевич Борман первым в России решил открыть отечественное конди-терское производство. Он открыл на Невском про-спекте магазин и при нём мастерскую с «ручною маши-ною для выделки шоколада». Своё предприятие он назвал «Жорж Борман».(Жорж бы-ло домашним именем его сына Георгия.) Дело оказалось выгодным. Вскоре Борман выстроил на Анг-лийском проспекте фабричные корпуса шоколадной фабрики. На Всемирной выставке в Париже фирма получила золотую медаль.
Борман – младший, обучившись в Европе кондитерскому делу, вернулся в Петербург. Он выстроил новые фабричные корпуса, оснастил производство по последнему слову техники и возглавил фамильное предприя-тие. Сейчас это кондитерская фабрика имени Самойловой.
«Экипаж вполне русского производства» В 1890 году Пётр Александрович Фрезе возглавил фабрику по изготовлению экипажей (конных повозок), которая существовала в городе с 1827 года. В 1890-х в Санкт-Петербурге появился Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей (моторов) Евгения Александровича Яковлева. В 1893 году Яковлев и Фрезе познакомились, участвуя в работе Всемирной выставки в Америке. Два инженера-изобретателя реши-ли совместными усилиями изгото-вить «самодвижущийся экипаж».
Уже через три года Фрезе и Яковлев предста-вили первый российский автомобиль. Машина была сделана по последнему слову техники и ни в чём не уступала зарубежным автомоби-лям. В 1902 году фирма «Фрезе и Компания» выпус-кает первый в России троллейбус, затем первый омнибус (автобус). Именно у Фрезе был изготовлен первый рос-сийский грузовик. Кондитерская фирма «Жорж Борман» закупила у Фрезе пять автомобилей. Владель-цы преуспевающей фабрики могли позволить себе купить любые зарубежные машины, но предпочли автомобили петербургского производства.
«Фотограф Санкт-Петербурга» В середине 19 века Карл Освальд Булла с родителями приехал из Германии в Санкт-Петербург. Его определили на работу в фирму по продаже фотографических принадлежностей. Юноша был очень трудолюбив. По иностранным журналам он самостоятельно и настойчиво изучал основы фотодела. В 1875 году он открыл свое первое фото-ателье на Садовой улице, в доме № 61. С этого времени началась его работа в ка-честве профессионального фотографа. В 1908 году Карл Карлович купил помеще-ние по Невскому проспекту в доме № 54. Последнее фотоателье известного петер-бургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники.
Карл Карлович Булла получил звание «Фотограф Импе-раторского двора» и специальный знак «Фотограф Санкт-Петербурга». Это давало право работать там, куда другие фотографы не имели доступа. В 1904-м Карл Карлович Булла сфотографировал «первое лицо государства» — императора Николая II. Сфотографироваться у «зна-менитого Буллы» хотели мно-гие, фотоателье было перепол-нено заказами. Сюда спешили чиновники и гимназисты, военн-ые и студенты, гусары и фрей-лины, ученые и композиторы, художники и артисты
Уличные съёмки принесли фотографу славу «отца русского фоторепортажа» Моя визитка. (фото Карла Буллы. 1915 год) Набережная Мойки у Круглого рынка. Фото К. К. Буллы. 1890-е гг. Так тушили пожары в начале XX века (фото Карла Буллы, 1914 г.) На Садовой улице. 1900 г. Фотограф К. Булла.
музей, Петербург, фотоаппарат Трудно переоценить вклад К. К. Буллы и его сыно-вей в историю Петербурга в целом. На снимках сох-ранены приметы времени, отражены все стороны общественной жизни России на одном из важней-ших этапов его истории. Фотографии дают нам пора-зительную возможность узнать, увидеть, стать участ-никами практически всех событий, происходивших в столице. В Петербурге есть музей истори- ческой фотографии имени Карла Буллы. В 1906 - 1908 годах Карл Булла приобретает фотоателье на Невском, 54 (до этого его фотоателье располагалось в здании Пассажа). В данном помещении сейчас располагается действующий фотосалон, принадлежащий другим хозяевам — «Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы». Здесь работает небольшой музей и проводятся выставки.
«Первое олимпийское золото» Российское фигурное катание на коньках зародилось в Петербурге, когда в середине 19 века открыли каток в саду перед Юсуповским дворцом на Садовой улице. Николай Александрович Коломенкин начал тренировки на льду этого катка. В 1887 году под псевдонимом Панин он стал победителем чемпионата Петер-бургского кружка любителей спорта. Панин-Коломенкин пять раз становился чемпионом России, призёром чемпионатов мира и Европы.
В 1908 году Панин-Коломенкин впервые представлял страну на Олимпийских играх В Лондоне. Он соревновался в «специальных фигурах». Согласно правилам, до начала Олимпиады судьи получали рису-нок программы с фигурами. Каж-дый спортсмен придумывал их сам. Судейская коллегия не могла пове-рить, что Панин-Коломенкин суме-ет выполнить на льду заявленные сложные узоры Главный соперник Панина – шведский фигурист Ульрих Сальхов, посмотрев на выступление соперника, решил прекратить борьбу
За безупречное выполнение программы судьи единодушно отдали Панину первое место. В отчёте олимпийского комитета значилось: «Панин был далеко впереди соперников как в трудности фигур, так и в красоте и лёгкости их выполнения. Он вырезал на льду серию наиболее совершенных ри-сунков с математической точностью» Фигурист получил золотую медаль Олимпиады – первую в истории России. Сейчас она, как историческая ценность, хранится в Эрмитаже. Н. А. Панин-Коломенкин написал первый в мире учебник по обучению фигурному ката-нию и получил золотую медаль «…за выдаю-щиеся в области спорта сочинение». Ещё до Олимпиады Панин собственноручно изготовил модель фигурных коньков. С незначительными изменениями они используются фигуристами и сейчас. Н. А. Панин-Коломенкин работал преподавателем в Ленинградском институте Лесгафта, открыл отделение фигурного катания.
«Везде исследуйте всечастно Что есть велико и прекрасно, Чего ещё не видел свет…» Лучшие европейские и американские инже-неры и техники долгое время пытались соз-дать «дальновещающую машину» – аппарат, передающий на расстоянии письменные со-общения. Однако творцом первого настоящего, действующего телеграфа был российский подданный немецкого происхождения Павел Львович Шиллинг Барон Пауль (Павел Львович) Шиллинг фон Канштадт (1786-1837) был военным и дипломатом, физиком и востоковедом, криптографом и литографом, но известен он главным образом как изобретатель электромагнитной телеграфии и электро-минной техники. Награждён орденами Российской империи, в том числе орденом Святого Владимира с бантом и саблей с надписью «За храбрость»
Работая дипломатом и бывая в европейских горо-дах, он услышал об идее электрического телеграфа. Целых двадцать лет Шиллинг увлечённо трудился над созданием своего аппарата. телеграф П.Л.Шиллинга 1832 года Шиллингу также принадлежит идея подвешивать электрическую проволоку на столбах-опорах. Теперь всем знакомые линии электропередач. Публичная демонстрация телеграфного аппарата состоялась в квартире Шиллинга на Марсовом поле в Петербурге 21октября 1832 года. Сам император Николай I присутствовал на этом историческом событии. Он составил и передал текст первой телеграммы на французском языке, что в переводе на русский означало: «Я очень рад был посетить господина Шиллинга». В конце 1828 года Шиллинг был избран в члены-корреспонденты Петербургской академии наук. Павел Львович являлся высокообразованным и интеллектуальным человеком, который достигал успеха во всех областях, за которые брался. А круг интересов великого изобретателя был огромен и многообразен: электротехника, телеграфия, востоковедение, один из способов печатания — литография, криптография, кабельная техника, шахматы. Участвовал в научной экспедиции в Восточную Сибирь (1830—1832), собрал ценную коллекцию тибето-монгольских литературных памятников. Установил 21 октября 1832 года в Санкт-Петербурге первый в истории электромагнитный телеграф. Прибор, созданный Шиллингом, имел стрелочную индикацию передаваемых по электрическим проводам сигналов, которые легко расшифровывались в буквы оператором приёмного телеграфного аппарата, согласно разработанной Шиллингом специальной таблице кодов. П. Л. Шиллинг также известен как разработчик метода электрического подрыва мин (1812). Помимо этого являлся ценителем и собирателем китайских и тибетских рукописей. Проводил исследования по истории и языкам народов Азии. Организатор одной из ранних русских литографий при Министерстве иностранных дел. Опыты Шиллинга, однако, не получили широкого практического применения. У Шиллинга была репутация человека, который известен в обществе своей увлекательной веселостью, а в ученом свете — разнообразием своих сведений и ученых изысканий.
Почтовая марка СССР, посвящённая П. Л. Шиллингу, 1982 год, 6 копеек В память о Павле Львовиче Шиллинге в 1901 году была установлена мемориальная доска на доме № 7 по Марсовому полю в Петербурге, где жил и создавал свои творения великий изобретатель. Друг и единомышленник изобретателя Б. С. Якоби писал: «Имя Шиллинга не может быть забыто в истории изобретений, да оно и не будет забыто, ибо распространение телеграфа послужит памятником его неутомимой деятельности». Успешные испытания электромагнитного телеграфа Павла Львовича положили начало строительству телеграфной связи в России. Первые линии соединили между собой различные помещения Зимнего дворца, а позднее Зимний дворец с Адмиралтейством (1836). Именно Шиллингу принадлежит идея устанавливать телеграфные столбы вдоль дорог. Не останавливаясь на достигнутом, Павел Львович начал руководить постройкой подводной телеграфной линии между Петербургом и Кронштадтом. Для этих целей был разработан специальный подводный кабель. К сожалению, внезапная смерть великого изобретателя летом 1837 года не позволила осуществиться этим планам. Работы Шиллинга продплжил его друг и ученик- Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман фон Якоби, учёный, немец по происхождению). Якоби, не уставая защищать приоритет Шиллинга, писал, что "следит за прогрессом телеграфии для того только, чтобы предъявить права на первенство моего покойного друга", "...утрата нашего друга была бы совершенно невознаградимой, если бы, по счастью, его наследие не встретило бы поддержки в требованиях времени... Имя Шиллинга не может быть забыто в истории изобретений, да оно и не будет забыто, ибо распространение телеграфа послужит памятником его неутомимой деятельности ".
Источники иллюстраций: Википедия – свободная энциклопедия http://wikipedia.org
Книга рекордов Петербурга: всё самое-самое в истории и жизни города/ Ред. сост. Д.Ю.Шерих. - СПб., 1995 Шерих Д.Ю. Петербург: 300 лет день за днём.-М.:Центрполиграф, 2003 Аксёнова М. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. – М.:Аванта+, 2005. - (Энциклопедия для детей Аванта+) Пукинский Б.К. Санкт-Петербург: 1000 вопросов ответов.-3-е изд., перераб. – СПб.:Норинт, 2001 Жебровская О.О. , Костылёва Н.В. «Город над вольной Невой»: книга для семейного чтения об истории, природе и культуре Санкт-Петербурга. - 2-е изд. – СПб.: Первый класс, 2010 Воскобойников В.М. Санкт-Петербург: иллюстрированная история для детей. – СПб.: Золотой век, Норинт, 2004 Дмитриев В.К. Санкт-Петербург: рассказы по истории города для детей. – СПб.: Корона-Принт, 2006 Источники текстовой информации: Самые знаменитые изобретатели России / Автор-составитель С.В. Истомин. – М.: Вече, 2000 - 469с. Википедия – свободная энциклопедия / http://wikipedia.org