Ломоносов Михаил Васильевич – великий русский учёный * Колесникова Ирина Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Ленинская СОШ № 1» г.Ленинск, Волгоградская область
Годы жизни: 8 ноября 1711 – 4 апреля 1765 «...Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов». Г. Р. Державин * академик Петербургской АН, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академий наук.
Родился 8 (19) ноября 1711 в с. Мишанинское (ныне с. Ломоносово) близ города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. *
Галиот «Чайка», принадлежавший Ломоносовым *
* Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать «принужден был читать и учиться… в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...»
В ноябре 1730 года девятнадцатилетний Михаил отправился с попутным обозом в Москву. Не без добрых душ на свете - Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете - Сон свершится наяву! *
В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы. *
Московская славяно-греко-латинская академия *
Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея три копейки в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на копейку хлеба и на копейку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”. В этих трудных условиях Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. *
На уроке в академии… * « Малые ребята кричат и перстами указывают: смотрите, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться». . Изучал латинский язык, русский, математику, риторику, политику, философию. Самостоятельно выучил греческий язык
В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую академию наук *
Работа в Петербургской Академии наук 1741 - адъюнкт физики (впервые в России стал читать лекции в АН на русском языке) 1745 год - профессор химии, стал первым русским академиком 1751 год - чин коллежского советника, пожаловано дворянство 1763 год - статский советник *
В 1736 направлен в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. *
Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. * Диплом профессора химии Ломоносова. 1745. М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский — первые русские академики. Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом 13 мая 1741 год
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха… М. В. Ломоносов *
Открытия в области поэзии и литературы “С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом…” В.Г.Белинский «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова..
Литературное творчество Ода блаженныя памяти Государыне Императрице А нне Иоанновне Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида» «Утреннее размышление о божием величестве» и др. *
Открытия в области РИТОРИКИ В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики — событие большого исторического значения. На основе «Риторики» впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. *
Открытия в области истории Составил «Краткий Летописец с родословием» в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно. Он дал краткую справку о правителях России, сменявших друг друга с древнейших времен. *
Открытия в области физики Открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы) Разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (молекул) Сконструировал термометр Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений *
Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в России Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс Разработал принципы новой науки «Физической химии» *
Ломоносов - создатель русского фарфора, первым заявляет о необходимости знания химии для создания стёкол. * «Введение в истинную физическую химию». Рукопись М. В. Ломоносова. 1752
Екатерина Вторая в химической лаборатории Ломоносова * Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол
Открытия в области астрономии Открыл атмосферу на Венере Построил телескоп *
Открытия в области АСТРОНОМИИ * Рисунки М. В. Ломоносова из рукописей: зажигательный инструмент и однозеркальный телескоп. 1762 Сконструировано и построено несколько оптических приборов Иллюстрации М. В. Ломоносова к рукописи «Явление Венеры на Солнце…». 1761 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы.
Открытия в области географии Составил «Полярную карту» Разработал приборы для морского кораблевождения Создал новую науку – экономическую географию *
Санкт-Петербург. Кунсткамера. Большой Готторпский глобус Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара, создал циркумполярную карту. *
Открытия в области геологии Создал теорию о возникновении минералов и металлов Разработал теорию о причине землетрясений *
Открытия в метеорологии М. В. Ломоносовым была представлена его строго научная теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам * М. В. Ломоносов «Слово о явлениях воздушных…». 1753
Аэродинамическая машина М. В. Ломоносова. Модель. Разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора *
Ломоносов – художник - Открыл секрет изготовления смальты - Изготовил 40 мозаичных картин - Избран почетным членом Петербургской Академии художеств * Пётр I. Мозаика.
На Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней М.Ломоносов начинает занятия с первыми своими учениками * «Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764 Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж
*
Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. На основании полученных образцов Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
Великий сын России * Физика Литература История География Геология Биология Языкознание Метеорология Астрономия Риторика Химия
Составил проект учреждения Московского университета * Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин
* Московский государственный университет им. Ломоносова (2009)
*
«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». А.С.Пушкин * Характеристика Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду. Бурный — образ жизни простонародный. Умственные качества: жадный к знанию, исследователь, стремящийся к открытию нового. Моральные качества: неотёсанный, с подчинёнными и домашними строг. Стремление к превосходству, пренебрежение к равным.
* источники 1. Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003 2. История России для детей и взрослых. Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003. 3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев. Белый Город. Москва, 2004. 4. История России. Конец XVI – XVIII век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008 Интернет-ресурсы 5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html 6. http//ru.wikipedia.org/wiki 7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47 8. http://www.pravaya.ru/ludi/