Урок по теме: «Повторим изученное в разделе «Причастие». Форма урока: путешествие.Цель урока: систематизировать знания о причастии; закрепить умения находить причастия иопределять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
маршрут следования Круиз «Причастие». Билет – «базовый лист». Глагол + Прилагательное =…Причастный оборот.Действовать или страдать? Краткие причастия.Физкульт «ура»!Орфография1. Правописание не с причастиями2.Правописание гласных перед нн и н.3.Правописание нн в причастиях.Впечатление о путешествии.
Базовый лист.
Вот свойство мое обязательное:склоняюсь я, как прилагательное.На все вопросы его отвечаю.Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков.) Перед вами строки стихотворения А.Блока. Найдите в нем слова, о которых говорится в загадке. Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день. Как вы думаете, какова роль причастий в этом стихотворении? Согласны ли вы с мнением ученых о том, что «совмещение в одном слове признаков разных частей речи делало эти слова богатыми содержательно, а потому и более экономными»?
Глагол + Прилагательное = Причастие В значении причастия Так приняли участие, Глагол и прилагательное Что оба в нем влиятельны.
Прилагательное Глагол Причастие1.Вопрос : к а к о й?2. Род.3. Число (изменяется).4. Падеж.5.Полная и краткая формы (Краткая для качественных)6. Согласуется с существительным. В предложении – определение и сказуемое1.Вопросы: ч т о д е л а т ь? ч т о сд е л а т ь ?2.Возвратность – невозвратность.3.Переходность – непереходность.4. Вид.5. Наклонение.6. Время: настоящее, прошедшее, будущее.7. Лицо.8. Число и род.9 . В предложении – сказуемое.1. Вопрос: к а к о й ?2. Род.3. Число.4. Падеж.5. Полная и краткая формы (краткая у страдательных).6. Краткая форма не склоняется.7. Согласуется с существительным. В предложении – определение или сказуемое.Вопросы: ч т о д е л а ю щ и й? ч т о с д е л а в ш и й?Возвратность – невозвратность.Переходность – непереходность.Вид.Время: настоящее, прошедшее. Будущего нет.Действительное и страдательное.В предложении сказуемое.
Задание. Выписать из упр.№197 причастие и произвести морфологический разбор. Образец разбора: у причастий – вид; возвратность; действительное или страдательное; время; полная или краткая форма; употреблено в форме … падежа, … числа, … рода (в ед.ч.).Метод контроля: взаимопроверка.
Образуйте от синонимичных глаголов причастия. Разберите получившиеся причастия по составу. Говорить, сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать.Один ученик работает у доски.
Причастный оборот Что представляет собой причастный оборот?Объясните, как обнаружить различие между словосочетанием, в котором причастие является зависимым словом, и словосочетанием, в котором причастие является главным словом.Сколько зависимых слов может быть при причастии? Чем они могут быть выражены?Как выделяется причастный оборот при письме?Каким членом предложения может быть причастный оборот?
Сравните два синонимичных предложения.В каком из них информацию удалось выразить более кратко? За счет какого языкового средства это достигается? Принадлежностью какого стиля речи является это экономное языковое средство? Внутренним углом развернутого угла называется любой луч, исходящий из вершины угла и не совпадающий ни с одной из его сторон.Внутренним лучом развернутого угла называется любой луч, который исходит из вершины угла и который не совпадает ни с одной из его сторон.
Задание. Выпишите причастные обороты. За чернеющим лесомНаписанная масломОвеянного славойКолющийся предметСорванные травыУвешанный пучкамиТорчавшая из водыУ плескавшегося моряНаселяющих пустыниЛетающий шар
Задание. Спишите, расставляя знаки препинания. Лес заросший бурьяном был мрачным.Налетевший внезапно ветер поднял пыль.Деревья покрытые инеем стояли, точно великаны.Не запечатанное секретарем письмо лежало на столе.Пассажиры опаздывающие на самолет столпились у трапа.Один ученик у доски строит схемы предложений с причастными оборотами.
Действовать или страдать? Суффиксы приходят на помощь:
Задание. Прочитайте шуточный рассказ о страдательном причастии. Какие суффиксы этого причастия не названы в тексте? Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Особенно если оно – Причастие прошедшего времени и все у него в прошлом. Самое дорогое, что у меня есть, - это два Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как сразу же я теряю одно Н. Разве это жизнь, скажите? Даже будущего времени у нашего брата , причастия, не бывает. А как прикажете жить – без будущего?
Все суффиксы действительных причастий имеют в своем составе шипящие звуки: -ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-, -вш-, -ш-. Шипящие звуки считаются некрасивыми, неблагозвучными. М.Горький, обращаясь к молодым писателям, рекомендовал им: «Все эти вши, ши и прочие свистящие и шипящие слоги надобно понемногу вытравливать из языка, во всяком случае, надобно избегать их по возможности». Однако прочитайте отрывок из стихотворения русского поэта Н.Некрасова: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!Разве шипящие мешают красоте и выразительности этих строк? Как вы думаете?
Задание. Упр. №202 Работа парами:1-ая – 1пункт2-ая – 2пункт3-я - 3пункт4-я - 4-пункт Оценивание друг друга!
Краткие причастия Какие причастия могут иметь полную и краткую форму?Как изменяются краткие страдательные причастия?Какова их синтаксическая роль в предложении?
Подчеркнуть грамматические основы предложений. Указать, к какой части речи относятся выделенные слова. Обозначить в них морфемы, указать их грамматические признаки. Нелюдимо наше море, - День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено.Комментированное письмо.
Физкульт «ура»! Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведемИ скорей к себе прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей!___________________________Мы на месте ходим в ногу,Словно вышли на парад.(ходьба на месте)Отдохнули мы немного, Снова парты ждут ребят.
Орфография. не с причастиями СлитноС полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание).Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь). Раздельно Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание.Если в предложении есть противопоставление с союзом а (В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы).Кода не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не (отнюдь не решенная задача).С краткими причастиями (книга не прочитана).
Задание. Упр. № 202 (5) Комментированное письмо («по цепочке»).Один ученик у доски: (Не)исправленная вовремя ошибка, (не)вспаханное поле, роман (не)дописан, (не)сжатая рожь, (не)забываемое впечатление, калитка (не)закрыта.
Орфография. Гласные перед нн и н.Если причастие образованоот глаголов на –ать или –ять ,То перед нн и н пишутся буквыа или я.Вспахать – вспаханный – вспаханЗасеять – засеянный –засеян.Если причастие образованоот любых других глаголов(не на –ать или –ять), то перед нн и н пишется буква е:Изучить – изученный – изучен.
Задание. А или е? ваш выбор будет зависеть от глагола, от которого образовано причастие. Замеш…нное тесто.Замеш…нный в неприятную историююЗастрел…нный зверь.Обстрел…нный поселок.Засе…нные поля.Скле…нные детали.Обдум…нное решениеЗатопл…нный луг.Отпил…нный кусок.Скош…нное поле.Взаимопроверка .
Правописание нн и н в причастиях. нн нЕсли причастие имеет приставку (кроме не): сваренная рыба;2. Причастие имеет зависмые от него слова: жаренная в масле рыба;3. Причастие совершенного вида: решенный пример;4. Причастие образовано от глагола с суффиксами –ова- , -ева-:маринованные грибыЕсли причастие не Имеет ни одного изПеречисленных признаков, оно пишется с одним н:вареная рыба, жареная рыба.
Запомним! Примечание: Слова с одним н - это причастия, перешедшие в прилагательные. Вот наиболее употребительные из них: вареный, сушеный, печеный, жареный, кипяченый, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный.
Задание. Упр. № 194. Комментированное письмо.
Домашнее задание. Упр. № 212.Разбираем задание.
Подводим итоги урока Что вы усвоили хорошо и над чем еще надо поработать?(Выступает каждый ученик).