Тема: Родительный падеж Цели: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Настрой на урок Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы за парты сели ровно. И к работе всё готово.
Проверка домашнего задания Прочитайте предложения. — Назовите главные члены. - В каком падеже стоит подлежащее?
Актуализация знаний - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных. Подчеркни главные члены. Трещ..т м..розы. Иней запуш.л д..рев..я. На ёлке и осинке л..жат ша..ки снега..
Проверь Трещат морозы(И.п.). Иней(И.п.) запушил деревья(В.п.). На ёлке(П.п.) и осинке(П.п.) лежат шапки(И.п.) снега(Р.п.).
Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных. Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги. -Сравните имена существительные. Чем они похожи? - Сформулируйте тему урока.
Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 77 (с. 43). - Прочитайте словосочетания. - Определите падеж выделенных имён существительных. - Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — чего? - Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные. - Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
2. Работа со словом из словаря - Отгадайте загадку. Дом — чудесный бегунок На своей восьмёрке ног День-деньской в дороге: Бегает аллейкой По стальным двум змейкам.
- Найдите слово трамвай в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. - Составьте предложение со словом трамвай, запишите. - Запомните написание этого слова.
Работа по учебнику - Прочитайте сведения о языке на с. 44. - Назовите вопросы родительного падежа. — С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
Упр. 78 (с. 44). — Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. — Найдите имена существительные в родительном падеже. Как это сделать? — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте пословицы, в которых все существительные употреблены в родительном падеже.
VI. Физкультминутка Быстро все ребята встали, Руки быстро вверх подняли, Быстро хлопнули 5 раз. А теперь морганье глаз: Быстро – быстро поморгали И … ногами постучали. Быстро влево наклонились И сейчас же распрямились! Вправо – влево 10 раз – Отдохнул уставший класс. Как пингвины полетели И за парты тихо сели.
Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 79 (с. 44). — Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль. — Объясните значение выделенного слова и фразеологизма. — Выполните письменные задания к упражнению. — Назовите имена существительные, которые стоят в роди тельном падеже. — Прочитайте сведения о языке на с. 45. — Как пишутся имена существительные в родительном паде же множественного числа?
Пустомеля--- . — тот, кто говорит много пустого, несерьёзно го, болтает вздор, пустяки. Семь пятниц на неделе — так говорят о людях, часто меняющих свои решения, намерения, настроения.
Упр. 80 (с. 45). — Прочитайте загадки. Отгадайте. — Выполните задания. — Назовите падеж выделенных имён существительных.
. Работа со словами из словаря Найдите слова пятница и около в орфографическом словаре. — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложения со словами пятница и около, запишите. — Запомните написание этих слов.
Домашнее задание Упр. 81 (с. 45). РТ с.