Урок по русскому языку на тему:« Мягкий знак на конце существительных после шипящих », 3 класс Коблова Ольга ФёдоровнаМОУ Горельская сош
Цель урока: познакомить учащихся с грамматической ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных после шипящих.Задачи:углубить знания о роли Ь в слове;закреплять умение распознавать род существительных, развивать внимание, мышление, интерес к предмету; воспитывать пытливость, любознательность.
Прозвенел звонок.Начинается урок .Наши ушки на макушке,Глазки широко раскрыты .Слушаем , запоминаемНи минуты не теряем!
[кал’цо] [д’эн’] [в’й’уга][вар’эн’й’э] Льнь вьнь ньль ньвь
печь, помощь, дрожь карандаш, гараж, луч
Правило Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только женского рода. Мягкий знак показывает, что это имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. Например: рожь (ж.р.), карандаш ( м.р.).
Работа с учебником. Упр.45
Найдите слова с шипящей на конце и объясните их правописание.Вдали сверкает горный ключ,Сбегая с каменной стремнины…(А.С.Пушкин)Дремлет чуткий камыш.Тишь – безлюдье вокруг…(И.Никитин)
Будь внимательным 1.Близкий приятель, друг. 2.Суп со свёклой и другими овощами. 3. Человек, который играет на скрипке.4.Двенадцать часов ночи, середина ночи. 5.Мягкая часть печёного хлеба. 6.Женское украшение, прикалываемое на груди. Товарищ… Борщ.. Скрипач… Полноч… Мякиш… Брош…
Кроссворд1. Что за весенняя птица Любит за плугом ходить И кормиться? Шевельнул бородкой гном, И вошел хозяин в дом.Я антоним к слову смех.Не от радости, утех — Я бываю поневолеОт несчастья и от боли, от обиды, неудач. Догадались? Это... 4. То я в глаз вам посвечу, То дорогу освещу. Младший солнышку я брат, Светел я и всем-всем рад.
Распределите слова в 2 столбика: Мелоч_, кирпич_, сторож _, этаж_, пляж_, морж_, вещ_, ноч_, плащ_, лещ_,дрож_, помощ_, еж_, реч_, доч_, лож_, дич_, луч_, полноч_,богач_, чертеж_, малыш_, глуш_.
Проверка Ж.р.мелочьвещьночь дрожь помощь речьдочь ложь дичьполночь глушь М.р.кирпич сторож этаж пляж морж плащ лещ еж луч богаччертеж малыш
Игра «Четвертый лишний»Доч?, мяч?, шалаш?, этаж?.Мыш?,сторож?,помощ?,рож?. Луч?, ключ?, калач?, вещ?.Полноч?, чертеж?, роскош?, желч?.
ПроверкаДочь – ж.р. Сторож – м.р. Вещь – ж.р.Чертеж – м.р.
Самостоятельная работа. На берегу я и мои т…варищи поставили шалаши. Ночи были звез…ные. Утром лучи солнца осв…тили п…ляну. Мы закинули удоч…ки. Попались ерши, щ…ки и лещи.
Правило Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только женского рода. Мягкий знак показывает, что это имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. Например: рожь (ж.р.), карандаш ( м.р.).
Домашнее задание: с.29, правила, упр.51,52.
Литература:Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для ощеобразоват.учреждений. Ч.2. – М.:Просвещение, 2010.Канакина В. П. Учусь работать самостоятельно: Дид. материал к урокам русского языка в нач. кл. - М.: Новая школа, 1996.Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в нач. школе. - М.: Дрофа, 1995.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Справочное пособие по рус. яз. для начальной школы/ Уроки рус. языка. -К.: ГИИПВ, 1997.Волина В. В. Веселая грамматика. -М.: Знание, 1995.Интернетресурсы.