Уроки веселого светофора
Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и в конце концов он придумал колесо. Это было великое изобретение, которое изменило жизнь людей. С появленьем колеса Происходят чудеса! Как же жили – вот вопрос – Раньше люди без колес? Кто, когда и зачем впервые придумал колесо, остается одной из самых больших загадок истории. Прошло много столетий, но этот круглый вращающийся предмет продолжает служить человеку. Практически весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.
Сегодня мы познакомимся с первыми повозками, которые использовал человек для передвижения по земле. повозки сани экипажи телеги
А начиналось все с дрог. Дрога -продольный брус в повозке, соединяющий переднюю ось с задней. На дрогах ездили простые люди.
После дрог образовались д р о ж к и. Дрожки получили свое название от описанных выше дрог . На калиберных дрожках ( или просто калибер) мужчины ездили верхом, женщины садились боком. Подобного рода дрожки иногда называли ТРЯСУЧКАМИ. Догадайтесь – почему?
А одноместный калибер назывался гитарой - по сходству формы сидения.
Длинные дрожки, на которых можно было усесться по обе стороны спиной друг к другу получили название линейка (также катки). Линейки отличаются от других конных экипажей отсутствием кузова.
На площадку линейки клали матрац из брезента или дерматина, который крепился ремнями к дрожинам. Для защиты пассажиров от грязи и пыли над колёсами были установлены крылья. Крылья внизу соединялись , образуя широкую подножку. В передней части площадки укреплялся щиток, предохранявший пассажиров от пыли и служащий опорой для вожжей; в задней части площадки также укрепляется щиток. подножка крыло щиток
Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Такие дрожки иногда получали название КОЛЯСКИ, по сходству. Но ни старые, ни более совершенные дрожки для езды на особо длинные расстояния не использовались. Это был преимущественно городской экипаж.
Дрожки - повозка для коротких поездок.
Двухколесный, легкий, с одной осью экипаж на одного ездока назывался одноколкой (в них пассажир-одиночка правил сам, а извозчик стоял сзади).
А повозка с кузовом на двух человек называлась двуколкой.
Для перевозки грузов использовались телеги. Несмотря на кажущуюся простоту, телега является сложным техническим сооружением состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы.
Другой разновидностью телеги был полок —одноконная кузовная повозка для перевозки затаренных грузов.
Городские извозчичьи дрожки назывались пролетными и вскоре сократили свое название до слова « пролетка ». Такой легкий двухместный экипаж с рессорами и поднимающимся верхом можно было видеть в городах. Выражение «ехать на извозчике» означало «ехать на извозчичьей пролетке»,
Пролетки тоже были не очень удобным транспортом. Они с трудом вмещали троих ездоков. Узкие сиденья заставляли едущих вдвоем держаться друг за друга, а низенькая спинка не позволяла к ней прислониться. Извозчик восседал к ним спиной на козлах. По булыжным мостовым ехать было тряско, а при переезде через трамвайные пути пассажиры нередко роняли свою поклажу.
У богатых и деловых людей пролетка была более удобна. Иногда она имела очень узкое сиденье, только для одного человека и называлась «эгоисткой».
Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была карета , отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Кучер располагался на передке – КОЗЛАХ, подвергаясь, в отличие от ездоков, всем воздействиям непогоды. В экипажах попроще козел могло не быть, и тогда возница сидел просто на высоком краю, окаймлявшем повозку, который назывался ОБЛУЧКОМ.
Внутри карета имела мягкие сидения – от двух до шести, окошечки по бокам и спереди – для общения с кучером. Позади кузова, на ЗАПЯТКАХ, то есть специальной подножке, при особо торжественных выездах стояли один или два ВЫЕЗДНЫХ ЛАКЕЯ – ГАЙДУКИ. Для входа в карету служили дверцы, к ним вела ступенька-подножка, закидывающаяся после посадки внутрь кареты и откидываемая гайдуком после остановки. По бокам кареты в темное время горели фонари.
Кареты чаще всего закладывались тройкой или четверкой, легкие кареты – парой лошадей. Люди богатые ездили четверкою и шестеркою. Такая езда была неприятной необходимостью, потому что с меньшим числом лошадей можно было увязнуть в грязи.
Для дальних поездок использовалась многоместная (на 8 человек) карета, перевозившая не только пассажиров, но и почту, и багаж. Это был дилижанс. У дорожных экипажей наверху были ВАЖИ, или ВАШИ, – ящики для поклажи, а сзади ГОРБОК, тоже служивший для помещения багажа.
В дормезе - в дорожной карета, предназначенной для дальних путешествий , сидения раскладывались так, что пассажиры могли лежать, вытянувшись удобно, и спать. Ведь в переводе с французского дормез -«спальная».
С ростом населения в городах стал появляться общественный транспорт. Омнибус – многоместный (на 15-20 мест) конный экипаж.
Конка - (конно-железная городская дорога) вид общественного транспорта представляющий собой открытый или закрытый экипаж .
Зимой экипажи заменяли сани. Сани-дровни использовали для перевозки грузов.
На Большой Садовой улице в Санкт-Петербурге можно было увидеть неуклюжие общественные сани, медленно влекомые тройкой полуголодных и заморенных ездой кляч.
Позже для зимнего времени года был разработан новый вид экипажа. Это был обыкновенный, малого размера, вагон - сани на санных полозьях. Внутри вагона 14 мест, по семи на каждой стороне. Кондуктор стоит позади на деревянной площадке, у дверей сделаны ручки для удобства при входе в вагон.
Во многих местах бедный люд (каталь) промышлял тем, что перевозил людей через Неву на специальных ледяных дорожках в двухместных креслах, примитивно сколоченных.
АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ - ШТЫКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ №277 Г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ Сайт : «Школа АБВ» http://www.shkola-abv.ru