Уроки веселого светофора
В России существовало такое понятие, как извоз - перевозка лошадьми грузов и пассажиров.
Легковых извозчиков в Петербурге было очень много. Легковые извозчики в Петербурге были трех видов: «простые», «лихачи» и «ваньки».
Самым распространенным среди извозчиков были «ваньки». «Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешёвого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже (стоянке), а ездил в поисках их по улицам. Он часами дремал на козлах своей пролетки, там, где – уже после того, как он заснул- остановилась и заснула его лошадь.
«Простые» извозчики должны были иметь столичный вид: лошадь «годная», одежда по форме: синий кафтан, низенький цилиндр с пряжкой спереди.
Экипаж-пролетка должен быть с подъемным верхом от дождя, с кожаным фартуком для ног седоков.
В ту пору на спине извозчика прямо под воротником можно было видеть еще кожаный номер. Кроме цифр здесь были также оттиснуты обозначение части и околотка, к которым извозчик приписан. Так велел «извощичий билет», введенный 10 февраля 1784 г.
Также извозчикам поставлено было в обязанность красить в желтый цвет свои фаэтоны, от чего и произошло наименование извозчика — «Ванька желтоглазый».
Мы сейчас привыкли к остановкам трамваев и троллейбусов, к стоянкам такси. Они были и у извозчиков. В ожидании седоков извозчики должны были стоять в специально отведенных местах, причем обязательно по направлению движения транспорта. Лошадей при этом привязывать к уличным тумбам или фонарям воспрещалось. Проекты столбов для обозначения стоянки извозчиков.
В городе было более 300 специальных стоянок - бирж, как они назывались тогда, для извозчиков.
Определенной таксы за проезд не было. Извозчик запрашивал сумму, учитывая вид седока, один он или с дамой, какая погода, какое время дня, торопится седок или нет и, конечно, на какое расстояние везти.
Седок , в свою очередь, оценивал ситуацию: много ли извозчиков на стоянке, удобна ли пролетка, хороша ли лошадь и т.д. Торговались, спорили, седок отходил, опять возвращался, наконец, садился. Проезд на извозчике стоил дорого - 80 копеек. Примерно столько же составлял дневной заработок мелкого чиновника. Поэтому горожане предпочитали ходить пешком.
Позже ввели таксометры для измерения расстояния. Он укреплялся у извозчичьего сиденья, на нем красовался красный флажок. Но нововведение не привилось.
Зимой извозчики пользовались двухместными санями, очень маленькими и неудобными, сиденья которых ничем не ограждались. Для утепления ног внутри саней было положено сено. Ноги седока выше колен прикрывались полстью — либо суконной, либо, у более состоятельных, меховой.
Самыми дорогими извозчиками были «лихачи». «Лихачи» - извозчики высшей категории. У лихача лошадь и экипаж были лучше, сам он был виднее и богаче. Он был похож не на извозчика, а скорее на собственный выезд. Лихачи выжидали выгодных седоков: офицера с дамой, пьяного купца, вора или авантюриста.
Брали лихачи много, но мчали действительно лихо. Среди лихачей бывали люди страшные: немало преступлений и темных дел прикрывали они своими широкими спинами. Стоянок лихачей было немного. Стоянки лихачей были большей частью у богатых ресторанов и больших гостиниц и в других людных местах центра города.
Зимой лихачи носились на великолепных беговых санках , с фонарями вмонтированными в оглобли. Лихачами пользовались только в пределах города.
Там, где шла разгрузка или погрузка товаров и разных громоздких вещей, стояли целые ряды «ломовиков».
Завидя нанимателя, они шумной толпой окружали его, выкрикивая цену. Если наниматель опытный, то он берет у старосты шапку. В нее извозчики бросали свои замеченные гроши, и рядчик вытаскивал столько монет, сколько нужно ему лошадей. Чьи гроши вытянут, те извозчики и едут, получая «чаи» от нанимателя.
В 1901 в Петербурге состоялся 1-й выпуск «учёных извозчиков», которые 2,5 года посещали спец. курсы. На курсах извозчиков обучали географии СПб и окрестностей, французскому языку, управлению лошадьми, новой извозчичьей таксе, астрономии (специально для ночных извозчиков) и хорошим манерам.
Кроме всех видов упомянутого транспорта, был еще транспорт, носивший развлекательный характер. Для загородных увеселительных поездок пользовались тройкой.
Тройка лошадей впрягалась в большие сани-розвальни, которые были убраны коврами, что придавало саням нарядный и уютный вид. Ноги седоков укрывались большой богатой полстью. Сани были очень большие, что давало возможность вместить большую компанию. Нарядна была и упряжь, изобиловавшая медными украшениями, лентами и бубенцами на дуге.
Ямщик на облучке был очень яркой фигурой. Одет он был в тулуп, подпоясанный цветным, ярким кушаком, иногда просто красным. Меховая шапка была украшена перьями павлина. Лошади — «львы», подобранные под одну масть. Было чем полюбоваться! Тройки использовались для поездок за город, в пригородные рестораны и особенно, конечно, в дни Масленой недели.
К развлекательному транспорту можно отнести и перевозку по льду Невы в креслах на полозьях с одного берега на другой. Кресло было деревянное, одноместное. За спиной седока шел человек на коньках и толкал кресло вперед.
Пользовались такими креслами преимущественно женщины с ребенком. Маленького ребенка брали на руки, а побольше — стоял рядом с сидевшей женщиной. Для таких кресел была расчищена трасса на льду.
В 30-х годах XX века извозчики были вытеснены новыми видами городского транспорта: трамваем, троллейбусом, автобусом, такси и метро.
И сегодня в городе, несмотря на обилие автомобильного транспорта, нет-нет да и послышится цоканье подкованных копыт по асфальтовой мостовой. В старинных каретах или колясках катят по петербургским улицам туристы, верхом и в тележках едут замирающие от восторга дети. Значит, история конного транспорта еще не закончилась, и рядом с бронзовыми и чугунными конями улицы города будут оживлять настоящие, неся свою службу.
г.Минск г. Челябинск г.Долгопрудный
Уроки веселого светофора
Первое такси появилось ещё в 17 веке во Франции, в городке Мо. На одном из постоялых дворов около часовни Святого Фиакра предприимчивым французом по фамилии Соваж был организован парк двухместных конных экипажей и открыта компания по извозу местных жителей. Каждая повозка была украшена барельефом с изображением святого, поэтому вскоре этот вид наемного транспорта стал называться «фиакрами».
Экипажи имели большой успех у населения, бизнес развивался, а позже, в 1896 году решили сделать моторизированные "фиакры", без лошадей - сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера - рулевую колонку и рычаги управления. Моторизованные «фиакры» продолжали развозить жителей городка и окрестностей, а плата за проезд оговаривалась заранее.
Однако после изобретения в 1905 году таксометра все поездки стали строго тарифицироваться с помощью этого счётчика. Прибор начали устанавливать в наёмных автомобилях, которые с тех пор назывались таксомоторами или просто такси.
Поняв востребованность этого вида транспорта, производители автомобилей наладили выпуск специальных машин, и первой стала компания Renault. Такси отличались цветом (окрашенны в красный и ярко-зеленый цвет)— чтобы выделяться на фоне общего потока движения — и конструкцией кузова.
Кузов напоминал тот же фиакр. Пассажиры сидели в закрытой карете, а водитель, как кучер, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофёр должен иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, полицейскими и другими шофёрами. Да и зачем шофёру слышать разговоры своих пассажиров!
Поскольку водитель сидел в открытой части кузова, он был одет в длинное непромокаемое, наглухо застёгнутое, кожаное пальто и фуражку военного образца.
Позднее машины стали полностью закрытыми, и в них появилась опускающаяся стеклянная перегородка, отделяющая пассажиров от водителя.
Автомобили «Renault» стали одними из первых французских машин, которые обзавелись табличками с цифровыми обозначениями. Их применение стало обязательным в Париже с 1900 г. Вскоре такие знаки были введены в Германии, США, Великобритании и Российской империи. Они представляли собой порядковые номера регистрируемых машин.
Самый первый автомобиль с таксометром (австрийский «Velox») в России был зарегистрирован в 1906 году в Санкт – Петербурге. Эту дату можно считать днем рождения российского такси.
В 1913 году таксомоторные перевозки в Петербурге были уже отлично организованы, в городе имелись многочисленные стоянки такси, была создана центральная диспетчерская служба с возможностью вызова такси по телефону, таксомоторы работали круглосуточно.
Многие таксомоторные предприятия Петербурга, желая выделить свои автомобили из общего потока, красили их в в определенный «фирменный» цвет, так появились неофициальные названия таксопарков «Голубые таксомоторы», «Зеленые таксомоторы», «Красные таксомоторы».
Самым большим предприятием было "Российское Tаксомоторное Oбщество" (PTO "Белые таксомоторы") на Большой Конюшенной 17, в гаражах этой компании числилось 112 автомобилей, все французских фирм.
Так могли выглядеть первые таксомоторы российского производства «Даймлер-Лесснер» 1907–1908 годов, изготовленные с применением ходовой части немецких автомобилей «Даймлер-Мариенфельде».
Количество такси в Петербурге непрерывно росло: в 1910 году на линии работало 217 таксомоторов, в 1911 - 296, в 1912 - 328, в 1913 - 380, в 1914 года в столице было зарегистрировано 403 такси.
Октябрьский переворот 1917 года положил конец таксомоторному промыслу в России, все автомобили были национализированы, таксомоторные предприятия закрыты. Только спустя 8 лет советское правительство занялось возрождением организации таксомоторного дела - 21 июня 1925 года на улицах Москвы появились первые советские такси - 10 новеньких, закупленных во Франции автомобилей "Renault".
С 1934 года налажен выпуск отечественных машин.
(1932-1936)
(1936-1943)
(с 1948 года) В 1948 году для такси были введены отличительные знаки: шахматная полоса по бортам кузова и световой сигнал - зеленый огонек, означающий, что такси свободно.
(с 1950 года)
(1957 год) «Красная шапочка»-окрестили автомобиль за красную крышу.
В 1957 году стали выпускать «Волги» с оранжевыми «гребешками».
Нью-Йорк Лондон Бразилия Япония
Такси сегодня
Стоянка такси обозначается дорожным знаком «Место остановки легкового такси»
Таксометры в России практически не используются: сумму оплаты вычисляют в офисе и называют по телефону в процессе принятия заказа.
Сегодня помимо собственно такси — легкового извоза — службы такси могут предоставлять и другие услуги. Трезвый водитель — подвоз пьяного водителя на его же машине.
Грузовое такси — для перевозки габаритных грузов..
Такси для инвалидов- перевозка инвалидов.
Междугородное такси — поездка на такси из одного города в другой.
Эвакуатор — для буксировки сломавшихся автомобилей.
Оранжевый «гребешок» зачастую можно увидеть на автомобилях представительского класса, который оборудованы по последнему слову техники, а некоторые имеют даже телевизор. Аренда автомобиля представительского класса.
Существуют также маршрутные такси, которые осуществляют перевозки по определённым линиям — маршрутам.
На сегодняшний день маршрутки в Петербурге - самый быстрый и демократичный общественный транспорт.
возможно, местом возникновения маршрутных такси являются США.
От автобуса маршрутные такси отличаются: небольшим количеством пассажиров,
более высоким проездным тарифом,
отсутствием проездных билетов длительного действия и льгот.
Обозначение остановки и стоянки маршрутного такси.
Чтобы остановить маршрутное такси достаточно поднять вытянутую в сторону руку.
Остановки делаются только на обозначенных или общепринятых остановочных пунктах по сигналу пассажира.
В последние годы, когда наземные дороги города запружены транспортом, в СПб остро стала проблема передвижения. Частичным решением этого вопроса стало применение аквабусов – водных маршрутных такси.
С целью обеспечения безопасной и удобной перевозки пассажиров на городских маршрутах водного транспорта Санкт-Петербурга в акватории рек Невы, Большой Невы и Большой Невки, за период 2010 и 2011 годов, было установлено 20 остановочных пунктов, состоящих из железобетонных понтонов, закрепленных на якорях.
Салоны водных маршруток не слишком вместительны ( 12 человек), но вполне комфортабельны.
Для безопасной перевозки детей до 12 лет, все водные такси используют специальные удерживающие устройства.
в Нью-Йорке в Токио
Автор презентации- Штыкова Ирина Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №277 г. Санкт- Петербурга
Источники: http://www.takso.info/archives/tag/vanka http://www.roman.by/ http://www.500-0-500.ru/press/history/ http://www.taxineva.ru/articles-taxi/29-2009-11-19-21-07-14.html (Материалы и фотографии взяты из книги «От конки до трамвая. Из истории петербургского транспорта» Авторы-составители: Е.Шапилова, М.Величенко, л.Процай, И.Буйнякова) Сайт : «Школа АБВ» http://www.shkola-abv.ru