География транспорта Мира 1.Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. 2. Сухопутный транспорт Урок географии в 10-ом классе
1.Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства Основа географического разделения труда Объём и структура транспортных перевозок отражают: Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг
Мировая транспортная система – все: пути сообщения транспортные предприятия транспортные средства
Мировая транспортная система число занятых – более 100 млн чел общая длина транспортной сети - > 36 млн км перевозится грузов – более 100 млрд т перевозится пассажиров - более 1 трлн чел
ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950—2000гг.*
Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х гг
Влияние НТР на мировую транспортную систему увеличение пропускной способности появление новых транспортных средств увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)
Изменения в структуре грузооборота мирового транспорта В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные — 7,5% внутренние водные пути — 5,5% морские — 52% трубопроводы 4%.
Грузооборот конец 90-х гг.
Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономически развитых стран Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80% общей длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и примерно 80% по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40%, на железнодорожный — 25, а на остальные виды транспорта — 35%.
2. Транспортная система в развивающихся странах Она располагает немногим более 20% общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на желез­ных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.
Региональные транспортные системы Севро-Американская Европейская СНГ Латиноамериканская Африканская Южная Азия
Мировой железнодорожный транспорт Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. — в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОРОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В КОНЦЕ 1990-х гг.
Мировой автомобильный транспорт
ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В КОНЦЕ 1990-х гг.
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОЮТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В КОНЦЕ 1990-х гг.
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ДЛИНЕ ТРУБОПРОВОДОВ В КОНЦЕ 1990-х гг.