Конспект урока по развитию речи (русский язык) 1 – 2 класс Разработан учителем ГОУ СОШ № 1905 Федотовой Галиной Гарриевной
ЦЕЛЬ: Наблюдение над смысловой связью между частями текста и средствами выражения этой связи. Развитие умения воссоздавать текст; редактировать текст. Совершенствование умения правильно писать безударные гласные и парные согласные; употреблять в письменной речи синонимы в качестве подлежащего.
ПЛАН УРОКА: Организационный момент. Вступительная беседа. Постановка целей и задач урока. Работа с текстом. Чтение. Беседа по содержанию. Составление плана. Лексико-орфографическая подготовка. Повторное чтение. Пересказ. Запись текста. Проверка, редактирование текста. Домашние задание. Обобщение. Подведение итогов.
Нам предстоит написать изложение. Что такое изложение? (Письменный пересказ текста близко к авторскому). Автор назвал текст «Червячок». Можно ли догадаться, о чем в нем будет говориться? (Тему текста подсказывает его название. Это - червяк. И он, видимо, маленьких размеров. Или можно предположить, что это животное очень нравится автору, который, называя предмет, использует уменьшительно-ласкательный суффикс -ок-. )
А вот изображение этого червячка! Соответствует ли оно заявленной теме?
Текст Самый длинный червь живет у берегов Атлантики. В длину он достигает гигантских размеров. Известны особи до пятнадцати метров. Живут чудесные малютки целыми семьями. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает он прекрасным фиолетовым цветом. На спине у него темные и светлые полосы. Не любит червячок показывать свой наряд. Выходит он на охоту по ночам. А ранним утром это животное прячется среди камней.
Текст довольно познавательный несмотря на маленький объём. Какова его идея? (Познакомить читателя с таким необычным животным, как атлантический червь. ) Что интересного узнали о нём? (*Каких он размеров. * Как выглядит. *Где и как живёт. *Чем питается. *В чем особенность образа жизни.)
Где живет червячок? Самый длинный червь живет у берегов Атлантики.
Каковы размеры животного? В длину он достигает гигантских размеров. Известны особи до пятнадцати метров.
Как выглядит червяк? (Полоски на этом экземпляре не видны. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает он прекрасным фиолетовым цветом. На спине у него темные и светлые полосы.)
В чем особенности образа жизни этих животных? Живут чудесные малютки целыми семьями. Не любит червячок показывать свой наряд. Выходит он на охоту по ночам. А ранним утром это животное прячется среди камней.
Вправе ли данная группа предложений называться текстом? (Предложения на одну тему. И каждое следующее предложение продолжает предыдущее. Значит, мы читали текст.) Какие рекомендации вы можете дать одноклассникам, чтобы не нарушались правила построения текста? (* Перед записью предложения надо прочитать предыдущее. ** Проверить наличие грамматической основы. *** Не допускать повторов одних и тех же слов.)
Какие слова использует автор для названия этих животных? (Червячок – с иронией, удивлением; чудесные малютки – в переносном значении; червь – нейтрально, без выражения чувств; особи – научное название; он – слово, которое указывает на предмет, не называя его .)
Опираясь на текст, найдите слова, право-писание которых вы можете объяснить. (Безударные гласные в корне слова: б.р.гов, в дл.ну, до п.тнадцати, м.лютки, отл.вает, на сп.не, пол.сы, ч.рв.чок, по н.чам, среди к.мней, дост.гает. Парные согласные: чер.ь, све., наря.. Непроизносимые согласные: гиган(?)ских, извес(?)ны, чудес(?)ные, прекрас(?)ным. Безударные гласные в приставке: д.стигает, .крашен, .тливает, пр.красным, п.казывать, н.ряд, .хоту. Двойная согласная: дли..ый, ра..им. Безударные гласные, правописание которых следует запомнить: .тлантики, к.ричневый, ф..летовым.)
Будьте внимательны со словами, правописание которых вы не изучали! Достигает, окрашен, отливает, не любит, показывать, выходит, ранним, утром прячется.
Какая работа поможет ясно, в правильном порядке изложить тему и идею текста? (Разбить текст на микротемы \части\ и составить план, озаглавив каждую часть.) План. 1. Самый длинный червь. 2. Как узнать чудесного малютку. 3. Особенности жизни этого животного. НЕ ЗАБУДБТЕ ПИСАТЬ КАЖДУЮ ЧАСТЬ С КРАСНОЙ СТРОКИ!
К какому типу отнесём данный текст? (Это повествование с элементами описания.) Какие части содержат повествование? (Первая и третья.) Какая часть является описанием? (Вторая.)
Прочитайте текст еще несколько раз. Постарайтесь запомнить поточнее. Изложите его письменно сейчас, на уроке. А потом у вас будет возможность быть интересным рассказчиком. Удивите родителей и друзей рассказом об этом необычном животном! УДАЧИ!!!
Сайт: «Школа АБВ» www.shkola-abv.ru