Сжатое изложение ЦЕЛЬКратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить не столь важную информациюОбъем сжатого изложения – не менее 90-120 слов
Приёмы сжатия текста Убрать ненужные описания, подробности, обороты, вводные словаЗаменить одним словом-синонимом фразу или словосочетание Преобразовать прямую речь в косвеннуюНесколько предложений переделать в одно – СПП, ССП или с однородными членамиСоединить несколько абзацев в один
Как писать сжатое изложение Выделить самые существенные мыслиРазбить текст на части – абзацы, сгруппировав вокруг существенных мыслейСоставьте планВ каждой части (абзаце) сожмите текст с помощью указанных приемов, оставив самое важноеЗапишите сжатый текст на черновике
Сжатое изложениеУрок корректора Благова
ТЕКСТ изложения (для учителя) УРОК КОРРЕКТОРА БЛАГОВА Часто к нам в редакцию заходил писатель Андрей Соболь. Он был милым, но всегда взволнованным, неусидчивым человеком. Однажды Соболь принёс свой рассказ, раздерганный, спутанный, но, безусловно, талантливый, интересный по теме. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя, а предложить Соболю исправить его никто не решался. Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово».- Дайте мне рукопись, - сказал он, - клянусь, я не изменю в ней ни слова.- А что же Вы сделаете?- А вот увидите.В словах Благова мы почувствовали нечто загадочное. Надо было узнать эту тайну, и поэтому мы согласились. Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой свечи. Золотые полоски вились по ней спиралью. Он зажег этот огарок, сел на стул и склонился над рукописью с плоским плотницким карандашом в руке. Закончил работу над рукописью он только утром.Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности не осталось и следа. При этом, действительно, не было выброшено или прибавлено ни одного слова.- Это чудо! – воскликнули мы.- Как Вы это сделали?- Да просто расставил правильно все знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки и абзацы. Знаки препинания – это нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Рассказ был напечатан. А на другой день в редакцию ворвался Соболь. Волосы его были растрепаны, глаза горели огнем.-Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом.Тогда старик Благов сказал спокойным голосом:- Это сделал я. По своей обязанности корректора.- Спасибо! – взволнованно сказал Соболь. Вы дали мне чудесный урок. Я чувствую себя преступником по отношению к прежним своим вещам.(по К.Г.Паустовскому)
ПЛАН I. Рассказ Соболя... заходил писатель Андрей Соболь, милый, но неусидчивый человек....принёс спутанный, но талантливый рассказ.Мы прочитали и поняли, что печатать этот рассказ нельзя, а исправить никто не решался.
II. Просьба и загадка корректораПреобразовать абзац в ТРИ предложения, используя глаголы: попросил, сказал, не изменитIII.Как старик работалОдно предложение с однородными сказуемымиIV. Разгадка тайны БлаговаПреобразовать прямую речь в косвенную: Старик сказал, что...V. Урок для писателяпредложение с однородными сказуемымиСоболь поблагодарил...