Факультатив «Жизневедение».Тема: «Быть человеком». (3класс)(Урок - путешествие с элементами ролевой игры)(Использование литературных произведений С.В.Михалкова).Гавриш Татьяна Ивановна Учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»г. Кировска Мурманской области2011
Цели:воспитание гражданской социальной компетентности;отличать истинные ценности человека от мнимых через использование литературных произведений и образов;формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
Проблемная ситуация.Быть человеком - что это значит? Выделите, главное из рассказа. (рассказ В.А.Сухомлинского «Каждый человек должен».)Назовите свои жизненные роли. (Я - сын, я - внук, я - друг, я - знакомый, я - сосед, я -пассажир...)
Страна «Человеколюбия» Что дороже всего в человеке? (Звучит музыка, рассказывается сказка).Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему? (Доброту)В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта.
Станция «Добрая». Работа в группах.Как вы понимаете пословицы?Iгр. «Добро не лихо - ходит тихо». IIгр. «Добро творить - себя веселить». IIIгр. «Добрый человек придет - словно свету принесет».- Кто из героев С.Михалкова достойный из достойнейших? (Дядя Стёпа).- Вспомните, какие добрые дела совершил дядя Степа?
В чем заключается норма жизни дяди Стёпы?(Быть полезным для других, делать добро, противостоять злу) «Я готов служить народу, Я пойду в огонь и воду. Посылайте хоть сейчас!»Игра «Оживи картинку». (На столе у каждой группы картинки, рассмотрите их, распределите роли и покажите нарисованный сюжет, другие отгадывают.)« Ты будешь ближними любим, И радость доброты познаешь, Не пожелав другим того, Чего себе не пожелаешь».
II Станция. «Дружная» - Ребята, а с кем можно дружить?с человеком;с природой («Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин» Ф.М.Достоевский);с животными.Учись у героев хорошему!Вспомните героев произведений С. Михалкова, которые достойны дружбы.
Посмотрим на себя со стороны, нет ли среди нас похожих с героями СВ. Михалкова, которые огорчают своим невежеством, равнодушием, ленью.Iгр. «Фома».«Ни дома, ни в школе, Нигде, никому –Не верил Упрямый Фома Ничему».IIгр. «Прогулка». (О жестокости, непорядочности людей по отношению к природе). ... Здесь до нас сидели;Тоже пили, тоже ели,Жгли костер, бумагу жгли —Насорили и ушли. IIIгр. «Будь Человеком».«Живешь ты в атомный наш век И сам - не муравей, Будь Человеком, человек, Ты на земле своей!
Станция «Уважительная» -Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые ребята.I гр. С. В. Михалков «Лапуся». До того я распустился, Что грублю я всем вокруг. Говорят, от рук отбился. От каких, скажите, рук?!IIгр. «Про мимозу».И живёт он в новом доме, Неготовый ни к чему. IIIгр. «Одна рифма».Люди входят и выходят, Продвигаются вперёд. Валентин сидит, скучает, Бабка рядышком стоит. Но давайте скажем в рифму:-Старость надо уважать!
Cтанция «Честная» Игра «Поединок»Кто больше знает пословиц о правде и лжи?Правда, светлее солнца.Правду, что шило в мешке, не утаишь.Не ищи правды в других, коли, в тебе её нет.Неправда выйдет наружу.Враньё не приведёт в добро.Ври, да знай меру.Лжецу и в правде не верят.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.Правда в воде не тонет и в огне не горит.
Я верю, вы выберите верный путь.«Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого - то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому - то, кому - то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!» Музыка «Дорогою добра».