Литературное чтение. (4 класс)Программа «Школа России». Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Скрипучие половицы». (2 урок)Гавриш Татьяна Ивановна Учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»г. Кировска Мурманской области2011
Цели: а) продолжить работу над повестью К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы»;б) учить детей понимать человеческие отношения, чувства; показать связь природы и человека;в) учить сопереживать, сострадать.
I. Рассказать о писателе.О каких чертах характера писателя, вы бы сказали, смотря на его портрет? (доброта, открытость, сердечность, благородность…).Какой раздел мы изучаем?В каком произведении К.Г. Паустовского главным героем тоже был композитор?
II. К какому жанру относится литературноепроизведение «Скрипучие половицы»? (Драма).Драма – род литературы. Драматическим произведением называют литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Вмешивается ли автор в действия героя? Почему глава получила название «Скрипучие половицы»?Перечислите героев повести. (П.И. Чайковский, Лесничий Василий, слуга композитора, девочка Феня, купец Трощенко).
III. Работа в группах: а) 1гр. – Разделите героев на две группы. – Обоснуйте свой выбор. 2гр. – Восстановить план в определённой последовательности. 2) Тревожный разговор4) Назовите вашу цену1) Край обласкан светом5) Разлука с любимыми местами 3) Мольба о помощи. (варианты других заголовков) 3гр. – Восстановить картинный план. (Подготовка к созданию диафильма).
1 глава. б) I. Завязка – начало, с чего всё началось? «Красота есть гармония, в ней залог успокоения…» Ф.М.Достоевский.-музыка П.И. Чайковского («Времена года», «Утро»)Какое настроение вам передалось? (чувство любви, радости…)Зачитайте самую яркую картину природы из 1 главы.Какое значение имел лес для композитора? Лес: КрасотаПамятьВдохновениеСвежесть воздуха II. Развитие действия.Словарная работа.1гр. Махотка2гр. Трактир3гр. Вексель
2 глава. Вопросы: Почему слуга не пускал лесника Василия к композитору? Как об этом сказано в повести? Прочитайте.А какой Василий? Как вы думаете, кто окажется прав – слуга или Василий? Прочитать отрывок с возмущением. («Повидал я купцов… Я его растил, нянчил…»).
3 глава.От чего оторопел Василий? Каков П.И.Чайковский в этом эпизоде? Диалог по ролям без слов автора.(С мольбой о помощи… степень нарастания…)4 глава.III. Кульминация. – решающее событие.В какой главе вы чувствуете момент наибольшего напряжения в развитии действия в художественном произведении?
Задания: Разбить имена прилагательные на 2 группы.1гр. – Выбрать имена прилагательных, которые характеризуют купца Трощенко.2гр. – Выбрать имена прилагательные, которые характеризуют композитора П.И. Чайковского. Жестокий, безразличный, добрый, безучастный, отзывчивый, благородный, бездушный, холодный, скупой, сердечный, алчный, равнодушный, чуткий, порядочный, бесчеловечный, нравственный.- Пояснить!«Наглость – есть оскорбительная дерзость, вызванная совершенным равнодушием к мнению людей» (И.Кант) 3гр. Установить причинно-следственные связи героев повести.Причина->следствие.Помещик банкротство -> продажа лесаКупец нажива->вырубка лесаЛесник любовь, преданность->спасти лесП.И.Чайковский любовь к малой родине-> попытка спасти лес.
Итог: Чему вас научил урок?О чём заставил задуматься? «Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости». Адам Смит.