«В музыкальном театре. Балет». Урок -мультимедиа по музыке в 7 классе. Подготовила учитель музыки МБОУ лицей № 90 г. Краснодара Требухова И.В. 900igr.net
Балет (франц. ballet- танцую) – вид музыкально - театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографии, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Балет – высшая форма хореографии.
Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства.
Либретто - основа балетного спектакля. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи. Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист.
Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Роль музыки в спектакле велика: отражает все происходящие в сценарии события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета - основа для создания хореографии. При создании музыки для балета необходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии.
В балете различают типы танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).
Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения.
Важная роль в балетном спектакле отведена дирижёру. Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера - постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.
Балет «Жизель - один из самых великих, созданных для балетной сцены . Спектакль родился в Париже в 1841 году . Он был создан несколькими влюблёнными мужчинами для одной прекрасной балерины - Карлотты Гризи. Создателями спектакля был балетмейстер Жюль Перро, партнёр Карлотты по этому спектаклю и первый исполнитель партии Графа Альбера Люсьен Петипа, а также влюблённый и очарованный Карлоттой писатель Т. Готье, нашедший вдохновение в произведениях Генриха Гейне и написавший либретто по произведениям Генриха Гейне. Музыка к балету написана композитором Адольфом Шарлем Аданом.
Р Балет «Жизель» перекрыл все раннее создаваемые спектакли. Он продержался на сцене 18 лет и был исполнен 150 раз. Через год спектакль был привезён в Россию, в Императорский русский театр, и навсегда остался на русской сцене. Сам Ж.Перро работал в России над первыми постановками. Окончательная редакция балета принадлежит Мариусу Петипа.
Художественное оформление принадлежит А.Бенуа, который работал в содружестве с С.Дягилевым, оформляя много раз спектакли дягилевской антерпризы. Оформление балета «Жизель» в России было настолько идеальным, что с этим художественным оформлением идут спектакли Миланского театра Ла Скала и др.
Примы-балерины русского балета ГАЛИНА УЛАНОВА (1909 –1998) – икона классического балета. Её искусство совершенно, гармонично. В его основе – идеальное соответствие, безупречность пропорций жизненного и условного. Этой великой балерине поставлено два памятника при жизни – в Санкт- Петербурге и Стокгольме.
МАРИНА СЕМЁНОВА (1908 – 2010) – ученица легендарной Агриппины Вагановой. С именем Семёновой связывают возрождение имперской славы русского балета. Её коронной партией, кроме партии в балете «Жизель», была партия Одетты в «Лебедином озере».
ОЛЬГА ЛЕПЕШИНСКАЯ (1916 – 2008) умела в каждом образе, обладая безупречной техникой, отразить свой собственный, искромётный характер. Виртуозно владела всеми средствами классического танца. Танец в жизни балерины был высшим достижением смысла её существования.
ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА (1939-2009)- ученица Елизаветы Герд и Галины Улановой, выдающаяся русская балерина, станцевавшая весь репертуар Большого театра. Любимой ролью называла Анюту из одноимённого современного балета на музыку В.Гаврилина, поставленного специально для неё. Знаменитый дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильевна знают во всём мире.
НАТАЛИЯ БЕССМЕРТНОВА (1941 – 2008) – блестяще исполнила партию Жизели и в 1961 году. Её исполнение сравнили с О.Спесивцевой и Г.Улановой, подчёркивая романтичность и одухотворённость созданного ею образа. В память о прекрасной русской балерине в 2009 году Ю. Григорович учредил конкурс «Молодой балет мира».
НАДЕЖДА ПАВЛОВА (1956 г.р.) – однофамилица знаменитой русской балерины Анны Павловой. Рано стала знаменитой, станцевав Золушку и Жизель в 17 лет. Сочетала в себе драматический и комедийный. Легендарный импрессарио С. Юрок, который первым привёз Анну Павлову в Америку, однажды заметил: «Я же познакомил американцев и с Надей Павловой. Я достойно завершаю свою карьеру, теперь могу умирать».
СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА (1979 г.р.) – новый символ русского балета. Солистка Большого театра с 2003 года. Обладательница прекрасного тела и техники, работает на ведущих сценах мира. Склонна к экспериментам: к своему 30-летию показала на сцене новый балет «Захарова. Суперигра», созданный специально для неё.
Эдгар Илэр Дега (1834 – 1917) французский художник-импрессионист, автор многочисленных полотен, посвящённых искусству танца.
Э.Дега «Оркестранты оперы»
Э.Дега «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье»
Э.Дега «Урок танцев»
Э.Дега «Перед экзаменом»
Э.Дега «Завершающий арабеск»
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
В каждом десятилетии на всех сценах мира рождается своя Жизель. Образ девушки, ставшей символом жертвенной и чистой любви, продолжает волновать зрителей и в XXI веке. Этот исторический спектакль служит украшением любого театра мира, а балерина, в репертуаре которой есть партия Жизели, может считать себя состоявшейся. И каждый день знаменитые балерины прошлых лет продолжают искать новые и новые краски этого вечного образа, но теперь уже со своими ученицами. Сегодня «Жизель», хоть ей уже 170 лет, по-прежнему прекрасна и привлекательна.