Культура советского рока 900igr.net
Что такое русский рок? Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России. На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня, исполняемая обычно под акустическую гитару.
Первые советские рок-группы появились еще в середине 1960-х на волне битломании .
Зарождение * Название первой советской группы было «Мстители» . Лидер и вокалист — Валерий по кличке Сэйтски .
в 1963-м, зазвучал первый эстонский рок-н-ролл — группа «Юниоры», состоявшая из трех братьев Кырвиц. Затем она трансформировалась в «Оптимистов», с которыми иногда — в качестве приглашенного гитариста — играл и Пит Андерсон. Балтийская рок-машина завелась раньше и начала работать на ритм-энд-блюзовом топливе
В России было иначе…
Для начала… до середины 1970-х советский рок представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, оформлением который были многочисленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли).
В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских «Скоморохов» во главе с Александром Градским и челябинского «Ариэля».
Батька Шевчук — ярый защитник русского рока.
Барды тоже внесли свою лепту в развитие музыкальной культуры. Разнообразие и универсальность песен Высоцкого заставили внимать им подавляющую часть населения СССР.
Расцвет Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки формируются основные направления
Ленинградский рок-н-ролл. Ленинград был столицей советской рок-музыки 1970-х годов .
«Аквариум» «Аквариум» занимает в истории современного советского-русского рока особое место: творчество этой группы в начале 1980-х годов послужило катализатором процесса консолидации творческих сил разобщенного самодеятельного рок-движения. «Аквариум» создан в июле 1972 студентом Ленинградского госуниверситета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким.
«Алиса» «Алиса» возникла в ноябре 1983 по инициативе ленинградского рокера Святослава Задерия, сделавшего свое прозвище названием новой команды. Как и «Кино», «Алиса» тяготеет к тематике романтически-социального протеста с элементами типичной для «тяжелого металла» агрессивной стилистики.
«Кино» «Кино» – типичный пример рок-группы, чье существование всецело определялось харизматической фигурой лидера. Сердцем и душой «Кино» был автор всего репертуара группы и ее солист Виктор Цой, создавший мифологию романтического социального и морального протеста…«Перемен! Мы ждем перемен!»
Московский рок. в «перестроечные» 1980-е годы столицей стала Москва.
«Машина времени» Среди первых рок-групп, возникших в Москве еще в конце 1960 – начале 1970-х годов, «Машина времени» является наиболее заметной и авторитетной. Группа возникла на гребне «битломании» . «Машина времени» выработала неповторимый и музыкальный стиль, сложившийся от бардовских песен романтического протеста и ностальгически-лирического «фолка» до блюза и рок-н-ролла.
«Ария». заявившая о себе в начале 1980-х «металлическая» группа «Ария» отличалась профессиональным звучанием, не похожим на советскую рок-музыку.
Свердловский рок. После Москвы и Ленинграда уральский центр Свердловск стал третьим по значимости центром русского рока, давшим такие группы, как «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус помпилиус», «Настя» и др.
«Чайф» История «Чайфа» началась в 1975, когда десятиклассники свердловской школы Владимир Шахрин и Владимир Бегунов создали акустическую группу «Пятна» После окончания ее участниками школы группа распалась, но спустя девять лет музыканты воссоединились, создав новую группу «Чай-Ф» (позднее просто «Чайф») и сразу же обратили на себя внимание интересными текстами и рок-н-ролльно-блюзовой музыкальной стилистикой.
«Наутилус помпилиус» «Наутилус помпилиус» стремительно ворвался на российскую рок-сцену в 1987 и прекратили свое существование уже в 1990-х г. История группы началась в 1978, когда студенты Свердловского архитектурного института Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создали англоязычный рок-квартет .
1990-е и современность По звучанию русский рок к середине 1990-х (примерно с 93 года) приблизился к западной музыке, фактически влившись в ее различные направления. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «непопса».
В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж (Король и Шут, Lumen, Наив, Тараканы!, 7 раса, Пилот, Небо здесь). Сцена металла расширилась с появлением исполнителей пауэр-метала (Эпидемия, Catharsis), блэк- и паган-метала (Темнозорь, Аркона) и других видов металлической музыки. Появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, нью-метала, рэпкора, эмо, металкора, такие как Amatory, Jane Air, Психея, Funky sounD. Телеканал A-One активно продвигает эту сцену .
Конец
Иванова Е. 3 курс. История. ТГУ имени Г.Р. Державина.