Элективный курс «Серебряный век в русской культуре». 2 Занятие.«Скрытая музыка».(символизм).
«Скрытая музыка».(символизм). Цель: Выявить причины новых мироощущений; охарактеризовать новые авангардные направления в живописи.Задачи: 1.Разобраться в особенностях художественных направлений. 2.Увидеть музыкальность в настроении художественных образов. 3. Увидеть в живописи моральный смысл. 4. Отметить особенность гуманистического направления в живописи русского авангарда.
Символизм. Символизм - это свидетельство перехода человечества на новый уровень сознания, предтеча искусства новой эпохи, которая не исчерпывается ни столетием, ни (возможно) даже тысячелетием. Французский поэт Ш. Бодлером считал, что реальность в искусстве можно отразить только с помощью символов, в живописи (линии, краски), - всего лишь условные знаки, символы, отражающие состояние души художника и призванные отражать мир. Русский поэт-символист Валерий Брюсов говорил: "Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Путь - интуиция, вдохновенное угадывание…"
Игорь Северянин. Всегда в лазори, всегда в мечтах,Слагаю молитвы,Я – композитор: в моих стихах – Чаруйные ритмы.
«Символ- связь между двумя мирами».Николай Бердяев «В красоте музыкальности , как в недвижной зеркальности, я нашёл очертания снов»,- писал поэт- символист К. Бальмонт.На грани веков необходима была связь реальной жизни и миром потусторонним, миром чувствительным видимым и миром воображаемым невидимым, нереальным
Музыкальная сущность мироздания Под музыкальностью понималось не только само музыкальное искусство, но и музыка природы, музыка космических далей, музыка человеческой души.Поэты символисты:Андрей Белый Константин Бальмонт
Музыка символистов в цвете. Михаил Александрович Врубель(1856-1910)-основоположник символистской живописи«Своё музыкальное чутьё он замечательно передавал в самом строе своих произведений, и в особенности в их колорите, который можно назвать музыкальным».
Шестикрылый серафим (Азраил). 1904 «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать её красоту» М. Врубель.
Богатырь. 1898
Летящий Демон. 1899
Демон сидящий. 1890 Иллюстрация к поэме Лермонтова 'Демон' 1902
Демон поверженный.
Жемчужина. 1904
Царевна-Лебедь. 1900,
Портрет Саввы Ильича Мамонтова. 1897
Скульптура Михаила Врубеля Весна. 1899-1900 Мизгирь, 1899-1900 Лель, 1899-1900
Борисов- Мусатов (1870 -1905) Лирический художник – мастер камерного жанра, плененный световоздушными эффектами французских импрессионистов, запечатлевает сию минутное мгновение, впечатление.Его образы оторваны от реальности, они вне времени, вне пространства. Полотна созданы для декоративного украшения интерьера.
Осенние мотивы.
П.И. Чайковский «Октябрь» Осень
Реквием «художника "Дворянских гнезд» П.И. Чайковский«Июнь»
Дама в голубом платье. Ф.Шопен «Ноктюрн №2»
«Водоем» 1870-1900 П.И. Чайковский«Сладкая грёза»
Призраки
Весна. 1898-1901. Э.Григ «Сон»
Изумрудное ожерелье.Шопен (Рубинштейн)Мазурка №13 а-moll
Павел Кузнецов. Был членом объединений «Мир искусства»«Союз русских художников»,«Голубая роза». Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра. Эскиз декораций к «Маскараду»
"Голубая роза" 1907 - 1910 - единственное оформившееся объединение художников-символистов в России. Ядро этой группы составляли художники, так называемой, "саратовской школы" участники выставки "Алая Роза", состоявшейся в Саратове в 1904 году - Кузнецов П., Уткин П., скульптор Матвеев А. Признанным вождем символистов-живописцев "второй волны", а также группы "Голубая роза" был Павел Кузнецов.
Голубой фонтанРавель «Игра воды»
Утро (Рождение) Стравинский «Весна священная» «Поцелуй Зимы»
К. Дебюсси«Лунный свет на террасе» Гадание. 1912
Э.Григ «Утро»В степи
Утро в степи Э.Григ «Утро»
Весна в степи Г.Форе «Пробуждение».
Сапунов Николай Николаевич Мендельсон «Песня без слов» Натюрморт с автопортретом. 1907
Карусель. 1908 Стравинский Балет «Петрушка»3 фрагмент «Русская»
Натюрморт с вазой и цветами. 1910. Темпера