История России во второй половине XIX века Серебряный век Работу подготовила Грон Елена Викторовна Учитель истории и обществознания МОБУ гимназия № 76 г.Сочи
Просвещение Научные, технические, литературные, Краеведческие музеи (Русский в Санкт-Петербурге, собрание русской живописи в Москве) Библиотеки и читальные залы при земствах, учебных заведениях, музеях Книгопечатанье ( И.Д.Сытин «библиотека для самообразования»,Ф.Ф.Павленков « Научно-популярная библиотека по естествознанию») Вечерние народные университеты (например, им. А. Л. Шанявского в Москве в 1908 г.) Народные дома (библиотеки, лекции, концерты) Бесплатные воскресные школы для взрослых Рабочие курсы
Образование Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы) Среднее (гимназии и реальные училища) Высшее (120 университетов и институтов, в них обучалось 130 тысяч студентов Грамотность населения повысилась: с 6 % в 60-х гг. XIX в. До 30% в начале XX в.
Гуманитарные науки
Литература
И.С. Тургенев В.В.Хлебников А.А. Блок
Музыка
«Могучая кучка» М. А. Балакирев (1836-1910) Увертюра на темы трех русских песен, симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», романсы, сборник русских народных песен М.П. Мусоргский (1839 – 1881) Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», цикл «Картинки с выставки», песни «Калистрат».
А.П. Бородин (1833-1887) Опера «Князь Игорь»,» 2-ая богатырская симфония», песни вокальной лирики Н.А. Римский- Корсаков (1844- 1908) 15 опер : «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» Ц. А. Кюи (1835-1918) Оперы «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», романсы, музыкальная картина.
А.Г. Рубинштейн 1859- русское музыкально общество М.А. Балакирев Г.Я.Ломакин 1860-е гг. : бесплатная музыкальная школа Консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и д.р.
Кино
Архитектура
Исторический музей В. О. Шервуд музей изобразительных искусств И. И. Рерберг казанский вокзал А. В. Щусев
Скульптура М.М. Антокольский «Иван Грозный» «Ермак» «Петр I» «Нестор-летописец» М.О. Микешин Памятники : «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге и Екатеринодаре, Б.Хмельницкому в Киеве А.М.Опекушин Памятник А.С.Пушкину
«Иван Грозный» М.М. Антокольский «Памятник тысячелетие России» М.О.Микешин
«Женщина с зонтиком» Иван Крамской Три женщины на дороге - Казимир Малевич. Осенний день в Сокольниках. И.И.Левитан
Значения Исследования русских ученых были выдающимся в мировой науке ; Имена русских путешественников были занесены на географическую карту мира; Русская литература занимала авангардное место в мировой литературе, т.к. отличалась высокими гуманистическими идеалами, гражданственностью, чувством нациольного самосознания, поисками социальной справедливости В изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали влияние на развитие мирового искусства Русская культура получила мировое признание ,и имена выдающихся ее представителей вошли в золотой фонд мира.