Дети – наше будущее, это не просто известное высказывание, это смысл нашей жизни. Все мы – и родители, и педагоги мечтаем, чтобы дети были умными, здоровыми, красивыми, талантливыми, образованными и счастливыми. Каждое из этих качеств важно, но самое главное – ЗДОРОВЬЕ! Будет ребёнок здоров, будет потребность, желание и возможность, обучаться и развиваться… Для себя я поставила цель - помочь нашим современным детям, живущим в таком агрессивном информационном пространстве, попытаться научиться слышать себя, регулировать своё настроение, разбираться в музыкальном многообразии не навредив себе и окружающим. Итак, предлагаю Вашему вниманию программу «Край родной музыкальный»
Инновационная программа дополнительного образования «Край родной музыкальный» рассчитана на 4 года обучения. Объём программы составляет 408 часов, для каждого года занятий по программе соответственно- 102 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (45 минут), или 2 раза в неделю, с учётом необходимой продолжительности. Вокально-хоровая студия «Соловьи Подмосковья», в которой занимаются учащиеся МБОУ гимназия №4, объединяет учащихся с 5-8 класс в возрасте от 11 до 15 лет. Инновационная программа дополнительного образования «Край родной музыкальный» рассчитана на 4 года обучения. Объём программы составляет 408 часов, для каждого года занятий по программе соответственно- 102 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (45 минут), или 2 раза в неделю, с учётом необходимой продолжительности. Вокально-хоровая студия «Соловьи Подмосковья», в которой занимаются учащиеся МБОУ гимназия №4, объединяет учащихся с 5-8 класс в возрасте от 11 до 15 лет. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тенденцией к ежегодному ухудшению здоровья учащихся, понижению уровня культуры, снижению патриотических настроений. Сущность программы заключается в музыкально-творческом развитии, патриотическом воспитании и оздоровлении детей как традиционными педагогическими приёмами и средствами музыкальной выразительности, так и инновационными средствами музыкальной терапии. Новизна программы заключается в том, что в аспекте проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий и патриотического воспитания учащихся в процесс дополнительного образования, применяется широкий спектр инновационных средств музыкальной терапии в сочетании с традиционными воспитательными и музыкально-педагогическими средствами.
Особенность программы «Край родной музыкальный» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, стремящихся научиться петь. Дети не только разного возраста, но и имеют разный уровень развития музыкально-творческих способностей, что не мешает им добиваться положительных результатов в решении задач, предусмотренных данной программой. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное, ансамблевое, хоровое пение песен о Родине, Подмосковье, школе, доме, семье. Познакомится с народными традициями, обрядами и песнями, православными песнопениями, колокольными звонами. Попытается сочинять музыкально-поэтические произведения, о Великой отечественной войне, Родине, гимназии. Познакомится с жизнью и творчеством выдающихся земляков. Особенность программы «Край родной музыкальный» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, стремящихся научиться петь. Дети не только разного возраста, но и имеют разный уровень развития музыкально-творческих способностей, что не мешает им добиваться положительных результатов в решении задач, предусмотренных данной программой. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное, ансамблевое, хоровое пение песен о Родине, Подмосковье, школе, доме, семье. Познакомится с народными традициями, обрядами и песнями, православными песнопениями, колокольными звонами. Попытается сочинять музыкально-поэтические произведения, о Великой отечественной войне, Родине, гимназии. Познакомится с жизнью и творчеством выдающихся земляков.
Данная программа нацелена: Данная программа нацелена: - на освоение методик музыкальной терапии, как эффективного способа здоровьесбережения, - на развитие музыкально-творческих способностей, - на изучение музыкального наследия родного края, - на формирование положительного отношения и любви к Родине, - на правильное формирование певческих навыков, - на приобщение детей к вокально-хоровому и музыкальному искусству.
Цель программы: Цель программы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ПУТЁМ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. ЗАДАЧИ: Задача-гипотеза: после реализации данной программы, при систематическом вовлечении детей в развивающую музыкально-творческую деятельность по изучению музыкального наследия родного края на основе методик музыкальной терапии, будет достигнута положительная динамика в их патриотическом воспитании, развитии музыкально-творческих способностей, стремлении к здоровьесбережению.
Оздоровительные Создания условий для комфортного самочувствия на занятиях; Овладение методиками слушания, дыхания, вокализации для здоровьесбережения; Воспитательные Воспитание интереса и уважения к музыкально-культурному наследию Родины; Воспитание устойчивого интереса и потребности в музыке, как средстве оздоровления и самовыражения; Образовательные Разучивание произведений о Родине, Подмосковье, доме, школе, семье; Освоение определённого объёма знаний по музыке и музыкальной терапии; Овладение навыками вокалотерапии, инсценировки, дыхательных гимнастик; Знакомство со знаменитыми земляками, их творческим наследием; Разучивание старинных песен, обрядов, православных песнопений; Развивающие Развитие музыкальных способностей, творческой активности, коммуникативных качеств и позитивного отношения к занятиям по программе; Развитие способностей к сочинению музыкально-поэтических произведений о родном крае; Социальные Развитие социальной активности; Создание условий для самореализации, путём вовлечения в творческую деятельность; Социальная адаптация, путём формирования положительной самооценки;
Начало занятий сопровождается проведением психологической и музыкально-творческой диагностики. Анализ результатов выявит уровень самооценки, развитие музыкально-творческих способностей, социометрический статуса в группе. Разнообразная диагностика будет использоваться на протяжении всего времени занятий по программе для отслеживания динамики эффективности работы по различным направлениям, а также в качестве КОНТРОЛЯ полученных знаний, умений и навыков. Начало занятий сопровождается проведением психологической и музыкально-творческой диагностики. Анализ результатов выявит уровень самооценки, развитие музыкально-творческих способностей, социометрический статуса в группе. Разнообразная диагностика будет использоваться на протяжении всего времени занятий по программе для отслеживания динамики эффективности работы по различным направлениям, а также в качестве КОНТРОЛЯ полученных знаний, умений и навыков. Наряду с классическими традиционными педагогическими технологиями данная программа опирается на инновационные методы музыкальной терапии. Музыкальная терапия – это метод восстановления здоровья и оптимизации поведения с помощью музыкальных средств. В рамках данной программы использованы следующие виды деятельности: слушание комплексной специализированной музыки, классической музыки разной направленности, вокальные тренинги и звуковые упражнения, звуковая гимнастика, дыхательная гимнастика, музыкально-ритмические и музыкально-двигательные игры и инсценировки, игра на шумовых музыкальных инструментах.
Музыкальная терапия существует в двух основных формах: АКТИВНОЙ и РЕЦЕПТИВНОЙ. Активная терапия осуществляется посредством активной музыкальной деятельности: пении, звуковой терапии, музыкально-ритмических играх, дыхательной гимнастики. Рецептивная – это процесс восприятия музыки с определённой целью, например, для активизации, релаксации, улучшения эмоционального состояния. Музыкальная терапия существует в двух основных формах: АКТИВНОЙ и РЕЦЕПТИВНОЙ. Активная терапия осуществляется посредством активной музыкальной деятельности: пении, звуковой терапии, музыкально-ритмических играх, дыхательной гимнастики. Рецептивная – это процесс восприятия музыки с определённой целью, например, для активизации, релаксации, улучшения эмоционального состояния.
Этапы инновационной работы: Этапы инновационной работы: 1 этап «Аналитико-диагностический, ознакомительный» (сентябрь-октябрь 2009г.) 2 этап «Вводный» (ноябрь – май 2009-2010г.) 3 этап «Развивающий» (2010-2012г.) 4 этап «Итоговый» (2012-2013г)
1 этап «Аналитико - диагностический, 1 этап «Аналитико - диагностический, ознакомительный» Цель 1 этапа – выявление музыкально-творческих способностей, развитие социальной активности детей Задачи: Развитие мотивации и позитивного отношения к занятиям по программе Знакомство с методиками музыкальной терапии Овладение навыками слушания музыки Определение уровня развития музыкально-творческих и двигательно-ритмических способностей
2 этап «Вводный» 2 этап «Вводный» Цель 2 этапа – введение методик музыкальной терапии на уроках музыки, достижение положительной динамики в оптимизации поведения, развитие музыкально -ритмических способностей, проявление творческой и социальной активности детей Задачи: Развитие навыков певческого дыхания и вокализации Знакомство с методиками музыкальной терапии Освоение навыков инсценировки песен, рисования под музыку Развитие умения устанавливать благоприятные отношения со сверстниками
3 этап «Развивающий» 3 этап «Развивающий» Цель 2 этапа – достижение положительной динамики в оптимизации поведения, развитие музыкально -ритмических способностей, проявление творческой и социальной активности детей Задачи: Развитие навыков певческого дыхания и вокализации Знакомство с методиками музыкальной терапии Освоение навыков инсценировки песен
Научное консультирование – зав.кафедрой методологии постдипломного педагогического образования ГОУ Педагогическая академия, кандидат педагогических наук, доцент И.В.Пигарёва Научное консультирование – зав.кафедрой методологии постдипломного педагогического образования ГОУ Педагогическая академия, кандидат педагогических наук, доцент И.В.Пигарёва Научно-методическая поддержка – завуч гимназии по учебно-воспитательной работе – Чернова Д.Э., зам.директора по научной работе кандидат педагогических наук – Тимошенко И.В. Психологическое консультирование – зав.кафедрой психологии, психолог гимназии – Рамазанова Н.А.
Развитие навыков слушания музыки, певческого дыхания, вокализации; Развитие навыков слушания музыки, певческого дыхания, вокализации; Освоение определённого объёма знаний по музыкальной терапии; Овладение навыками движения под музыку, инсценировки, игры на музыкальных инструментах; Развитие музыкально-творческих способностей Формирование положительной самооценки Социальная адаптация
Диагностирующие тесты Диагностирующие тесты Анкетирование учащихся Итоговые и обобщающие занятия Выступление на различных школьных мероприятиях Выступление на конкурсах и фестивалях Выставки творческих работ
Группа детей формируется по результатам данных социометрического опроса. В состав группы входят учащиеся начальной школы, имеющие проблемы в общении, отличающиеся не стандартным поведением, или отвергаемые коллективом. Группа детей формируется по результатам данных социометрического опроса. В состав группы входят учащиеся начальной школы, имеющие проблемы в общении, отличающиеся не стандартным поведением, или отвергаемые коллективом. Начало занятий сопровождается проведением психологической и музыкально-ритмической диагностики. Разнообразная диагностика будет использоваться на протяжении всего времени занятий по программе для отслеживания динамики эффективности работы по различным направлениям, а также в качестве КОНТРОЛЯ полученных знаний, умений и навыков. Наряду с классическими педагогическими технологиями данная программа опирается на инновационные методы музыкальной терапии. Музыкальная терапия – это метод восстановления здоровья и оптимизации поведения с помощью музыкальных средств. В рамках данной программы использованы следующие виды деятельности: Слушание комплексной специализированной музыки, вокальные тренинги и звуковые упражнения, звуковая гимнастика, музыкально-ритмические и музыкально-двигательные игры и инсценировки, игра на шумовых музыкальных инструментах, рисование под музыку.
Для реализации программы используются Для реализации программы используются Классические методы музыкального воспитания и развития детей: - Наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) - словесный - практический Инновационные методы музыкальной терапии: психолого –эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд) физиологический (функциональный, тренирующий отдельные функции) вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на весь организм, оздоровляя его и активизируя различные процессы).
Из инновационных технологий, основанных на средствах музыкальной терапии, используется комплексная музыка, «Музыка для здоровья», методики вокалотерапии и звукотерапии. Наряду с традиционными наглядно-зрительным, словесным и практическими методами учитывается психолого-эстетический, физиологический и вибрационный факторы воздействия музыки, подбирает соответствующий музыкальный материал. Проводятся разные по типам музыкальные занятия: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные; содержание также разнообразно: типовые, доминантные, тематические, комплексные занятия варьируются педагогом, в зависимости от поставленной цели. Из инновационных технологий, основанных на средствах музыкальной терапии, используется комплексная музыка, «Музыка для здоровья», методики вокалотерапии и звукотерапии. Наряду с традиционными наглядно-зрительным, словесным и практическими методами учитывается психолого-эстетический, физиологический и вибрационный факторы воздействия музыки, подбирает соответствующий музыкальный материал. Проводятся разные по типам музыкальные занятия: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные; содержание также разнообразно: типовые, доминантные, тематические, комплексные занятия варьируются педагогом, в зависимости от поставленной цели.
1 этап «Аналитико - диагностический, ознакомительный» 1 этап «Аналитико - диагностический, ознакомительный» В сентябре- октябре 2009 г. среди учащихся 5 классов была проведена диагностика уровня развития музыкально-творческих способностей, диагностика психологической атмосферы в классах, составлен психологический портрет каждого учащегося. Анализ результатов тестирования выявил ряд проблем как у некоторых отдельных детей, так и в классах в целом. Вывод: в конце года (май 2010г.) вновь проведённая диагностика по тем же параметрам, свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий и используемых методик, проявляющихся в положительной динамике уровня музыкально-творческих способностей, улучшения психологической атмосферы в классе, улучшения личностных характеристик каждого учащегося. 2 этап «Вводный» Цель 2 этапа – введение методик музыкальной терапии на уроках музыки, достижение положительной динамики в оптимизации поведения, развитие музыкально -ритмических способностей, проявление творческой и социальной активности детей Первой была внедрена методика «Настроение». Детям предлагалось в начале и в конце урока охарактеризовать своё настроение на основе десяти предложенных вариантов. Главной задачей учителя было нормализовать отрицательные эмоции, улучшить настроение учащихся, что и было достигнуто практически на каждом уроке, судя по результатам диагностики. ПРИЛОЖЕНИЯ
1). Диагностика психологической атмосферы в группе 1). Диагностика психологической атмосферы в группе Методика (по А. Ф. Фидлеру) используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Данная методика допускает анонимное обследование, что повышает её надежность. Надёжность увеличивается в сочетании с социометрией. В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в группе. Чем ближе к правому, или левому слову в каждой паре поставлен значок, тем более выражен этот признак в данной группе. Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в группе, по -мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка). На основе индивидуальных профилей создаётся средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. 5 В класс Диагностика психологической атмосферы в группе ( По А.Ф.Фидлеру) Начало года Конец года Алиева Зурьяна 57 64 Антипова Диана 46 51 Баглай Анастасия 67 70 Байходжаева Азиза 55 67 Булавцев Алексей 44 56 Гурьянов Иван 34 41 Горякин Юрий 39 44 Гришина Дарья 37 46 Кнышов Дима 47 53 Караваева Анна 50 58 Кашин Роман 44 54 Комарь Владислав 57 66 Медведев Ярослав 50 53 Мойченко Сергей 66 72 Найдёновская Евгения 46 55 Невежин Егор 41 54 Ноздряков Михаил 50 59 Обыденных Владислав 45 54 Панова Анна 35 46 Танасова 65 69 Телятникова Алина 40 49 Торопова Анастасия 61 68 Фролова Дарья 44 56 Вывод: данные свидетельствуют об улучшении психологической атмосферы в классе в целом и у каждого ребёнка в частности. Если в начале учебного года атмосферу можно было охарактеризовать как не очень дружелюбную, а некоторые дети, особенно девочки, характеризуют настроение, как враждебное, то в конце года намечается тенденция к улучшению. Атмосфера стала более дружелюбной, что явственно отражено в индивидуальных ответах и в средних данных по классу. 2). Уровень самооценки детей (Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006г.) Детям отвечают на 32 вопроса и предложены 5 вариантов ответа на каждый из них. Каждый ответ оценивается определённым количеством баллов. По результатам ответов все баллы суммируются и подводится итог. Количество набранных баллов ( от 0 до 128) свидетельствует об уровне самооценки: чем меньше число, тем выше самооценка, чем больше число, тем ниже уровень самооценки. Данные диагностики проведённой в начале учебного года: Алиева Зурьяна - 47 баллов – низкий уровень самооценки; Антипова Диана - 43 балла – средний уровень самооценки; Баглай Анастасия - 42 балла - средний уровень самооценки; Байходжаева Азиза - 48 балл - средний уровень самооценки; Булавцев Алексей - 48 балл - средний уровень самооценки; Гурьянов Иван - 49 баллов - средний уровень самооценки; Горякин Юрий - 55 баллов - низкий уровень самооценки; Гришина Дарья - 41 балл - средний уровень самооценки; Кнышов Дима - 48 балл - средний уровень самооценки; Караваева Анна - 41 балл - средний уровень самооценки; Кашин Роман - 51 балл - средний уровень самооценки; Комарь Владислав - 67 баллов - низкий уровень самооценки; Медведев Ярослав - 46 баллов - средний уровень самооценки; Мойченко Сергей - 38 баллов - средний уровень самооценки; Найдёновская Евгения - 53 балла - низкий уровень самооценки; Невежин Егор - 40 баллов - средний уровень самооценки; Ноздряков Михаил - 45 баллов - средний уровень самооценки; Обыденных Владислав - 65 баллов - низкий уровень самооценки; Панова Анна - 42 балла - средний уровень самооценки; Танасова Таня - 58 баллов - низкий уровень самооценки; Телятникова Алина - 63 балла - низкий уровень самооценки; Торопова Анастасия - 44 балла - средний уровень самооценки; Фролова Дарья - 53 балла - низкий уровень самооценки; Данные диагностики проведённой в конце учебного года: Алиева Зурьяна - 34 балла – средний уровень самооценки; Антипова Диана - 36 баллов – средний уровень самооценки; Баглай Анастасия - 25 баллов - высокий уровень самооценки; Байходжаева Азиза - 39 баллов - средний уровень самооценки; Булавцев Алексей - 40 балл - средний уровень самооценки; Гурьянов Иван - 49 баллов - средний уровень самооценки; Горякин Юрий - 49 баллов - среднийий уровень самооценки; Гришина Дарья - 33 - средний уровень самооценки; Кнышов Дима - 38 - средний уровень самооценки; Караваева Анна - 37 - средний уровень самооценки; Кашин Роман - 40 балл - средний уровень самооценки; Комарь Владислав - 43 балла - средний уровень самооценки; Медведев Ярослав - 29 баллов - высокий уровень самооценки; Мойченко Сергей - 38 баллов - высокий уровень самооценки; Найдёновская Евгения - 43 балла - средний уровень самооценки; Невежин Егор - 40 баллов - средний уровень самооценки; Ноздряков Михаил - 45 баллов - средний уровень самооценки; Обыденных Владислав - 65 баллов - низкий уровень самооценки; Панова Анна - 25 балла - высокий уровень самооценки; Танасова Таня - 50 баллов - низкий уровень самооценки; Телятникова Алина - 58 - низкий уровень самооценки; Торопова Анастасия - 32 балла - средний уровень самооценки; Фролова Дарья - 43 балла - средний уровень самооценки; Вывод: данные свидетельствуют о повышении уровня самооценки у каждого из учащихся. Если в начале года у 8 детей уровень самооценки был низким, у 15 – средним, а высокая самооценка отсутствовала, то в конце года низкий уровень самооценки остался лишь у 3 учащихся, средний уровень у 17 детей, и у 3 детей отмечен высокий уровень самооценки. В общем, по количеству баллов явно прослеживается положительная динамика. 3). Исследования психоэмоционального состояния Исследования психоэмоционального состояния детей осуществляется в рамках данной программы на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года, и на основе анализа настроений детей в начале и в конце каждого занятия, что фиксируется в «Бланке настроений». - Рисуночный тест «Страна Музыкалия» В начале занятий по программе детям предлагалось совершить первое путешествие в страну МУЗЫКАЛИЮ. Данная методика используется как для первоначального исследования психоэмоционального состояния детей, так и определения эффективности работы в данном направлении по истечении первого года реализации программы. Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна Музыкалия, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес.Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер. У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики». Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики. Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика». Здесь учитель предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким чувств какой цвет ассоциируется у детей. Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (педагог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, волшебные карандаши. Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что очертания разных стран могут быть похожи на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог… Когда карга будет раскрашена, учитель благодарит ребят и знакомиться страной, узнают много интересных историй. Итак, первое занятие окончено. На последнем занятии педагог вновь предлагает им это задание и сравнивает результаты Обработка результатов: При обработке результатов важно обращать внимание И на то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. (Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному цвету, однако данный выбор всё равно считается диагностичным.) 3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон: 1 - голова и шея (символизируют ментальную деятельность); 2 —туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциснальную деятельность); 3 —руки до плеч (символизируют коммуникативные функции); 4 -тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний); 5 — ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний). Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тепа Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в полове «живет» страх, наверное, осуществлять умственную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», Избавиться от них. Результаты исследований: Алиева Зурьяна При раскрашивании домиков в начале года были задействованы цвета: жёлтый – радость, малиновый – удовольствие, серый – страх, коричневый – вина, фиолетовый – обида, красный – грусть, зелёный – злость, оранжевый – интерес. Неадекватным возможно является ассоциация грусти с красным цветом. При раскрашивании человека используется лишь 3 цвета : зелёный – злость, оранжевый – интерес, фиолетовый – обида. 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - злость, интерес. 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - злость, интерес, обида; 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - интерес, обида 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – злость интерес, обида 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - злость интерес, обида Вывод: доминируют три настроения : - злость, интерес, обида. Прослеживаются явные проблемы в общении, самореализации, отсутствуют позитивные мысли и настроения. При раскрашивании домиков в конце года были задействованы цвета: красный – радость, жёлтый – удовольствие, серый – страх, зелёный – вина, фиолетовый – обида, коричневый – грусть, малиновый – злость, красный – интерес. Неадекватным возможно является ассоциация грусти с красным цветом. При раскрашивании человека используется уже все 8 цветов . 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - радость, удовольствие 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - удовольствие, страх 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - вина, обида 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – грусть 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) – злость, интерес Вывод: появились радостные мысли и настроения, «ушла» злость, обида проявляется лишь в общении, а не сквозит во всех частях человека, большинство негативных эмоций ушло или деформировалось в более лояльные (злость и обида переросли в грусть). В целом прослеживается очень позитивная динамика. Антипова Диана При раскрашивании домиков в начале года были задействованы цвета: жёлтый – радость, розовый – удовольствие, серый – страх, серый – вина, коричневый – обида, зелёный – грусть, чёрный – злость, оранжевый – интерес. Неадекватным возможно является ассоциация грусти с красным цветом. При раскрашивании человека используются все цвета . 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - радость 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - обида; 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - удовольствие, вина, страх 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – грусть 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - злость интерес, грусть Вывод: Положительным является наличие радостных мыслей и настроений. Доминирующая из эмоций – обида. Несмотря на активность, коммуникабельность и удовольствие от общения, иногда общение приносит чувство вины и страха. Прослеживаются явные проблемы в творческой самореализации (преобладает грусть). При раскрашивании домиков в конце года была задействована почти та же палитра красок: за исключением коричневый – вина, зелёный – обида, синий – грусть. Вновь используются все 8 цветов . 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - вновь радость, удовольствие 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - удовольствие сменило обиду 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - интерес сменил вину и страх 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – радость и удовольствие пришли на смену грусти 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) – злость, интерес, вина, обида остались неизменными Вывод: остались и приумножились радостные мысли и настроения, удовольствие сменило грусть, интерес – вину и страх, остались позади грустные переживания, став радостными. Жаль, что по-прежнему не хватает уверенность в себе. В целом прослеживается очень позитивная динамика. Баглай Анастасия При раскрашивании домиков в начале года были задействованы цвета: жёлтый – радость, голубой– удовольствие, оранжевый – страх, синий– вина, зелёный– обида, красный – грусть, коричневый – злость, морской волны – интерес. Неадекватным возможно является ассоциация грусти с красным цветом. При раскрашивании человека используется лишь 2 цвета : зелёный – обида, жёлтый – радость. 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - обида 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - радость 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - радость 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – радость 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - радость Вывод: доминируют два настроения : - радость и обида. Замечательно, что доминирует радость. Плохо, что мысли окрашены в цвет обиды, что не может не отразиться на умственной деятельности, усвоении материала. При раскрашивании домиков в конце года были задействованы цвета: зелёный – радость, серый – удовольствие, коричневый – страх, оранжевый – вина, малиновый– обида, серый– грусть, красный – злость, фиолетовый – интерес. Неадекватным возможно является ассоциация удовольствия с серым, вины с оранжевым, обиды с розовым цветом. При раскрашивании человека используется уже все 8 цветов . 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - радость, а была обида 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - интерес 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - вина, страх 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – грусть 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) – обида, грусть Вывод: появились радостные мысли и настроения, «ушла» обида к эмоциям добавилось удовольствие. Проблемы в общении, присутствуют грустные переживания проблемы с самореализацией, не хватает уверенности в себе. Не смотря на то, что прослеживается положительная динамика, ещё много не решённых задач. Байходжаева Азиза При раскрашивании домиков в начале года были задействованы цвета: зелёный – радость, голубой– удовольствие, розовый – страх, тёмно-зелёный– вина, оранжевый– обида, жёлтый – грусть, белый – злость, красный – интерес. Неадекватным возможно является ассоциация грусти с красным цветом. При раскрашивании человека используется лишь 3 цвета : розовый – страх, красный –интерес, оранжевый - обида 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - страх 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - интерес 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - интерес 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – интерес 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - обида Вывод: доминируют три настроения : - страх, интерес и обида. Замечательно, что в общении и в эмоциональной сфере преобладает интерес. Плохо, что мысли окрашены в цвет страха, что не может не отразиться на умственной деятельности, усвоении материала. Очень обидчивый, не уверенный в себе. При раскрашивании домиков в конце года были задействованы цвета: синий – радость, зелёный – удовольствие, чёрный– страх, светло-зелёный – вина, жёлтый– обида, коричневый – грусть, светло-зелёный – злость, фиолетовый – интерес. Неадекватным возможно является ассоциация обиды с жёлтым, злость и вины ассоциируются с одним цветом, обиды с розовым цветом. При раскрашивании человека используется лишь 1 цвет., но это синий – радость! 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - радость, а был страх 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - радость 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - радость 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – радость 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) – радость Вывод: появились радостные мысли и настроения, «ушёл» страх. И хотя ещё не хватает уверенности в себе, уже значительно меньше обиды и злости. Бойцов Игорь При раскрашивании домиков в начале года были задействованы цвета: красный – радость, коричневый– удовольствие, оранжевый – страх, зелёный– вина, серый – обида, фиолетовый– грусть, чёрный– злость,голубой– интерес. При раскрашивании человека используется лишь 1 цветом : фиолетовым – грусть 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - грусть 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - грусть 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - грусть 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – грусть 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - грусть Вывод: доминирует одно настроение - грусть. При раскрашивании домиков в конце года были задействованы цвета: жёлтый – радость, зелёный – удовольствие, чёрный– страх, светло-зелёный – вина, жёлтый– обида, коричневый – грусть, светло-зелёный – злость, фиолетовый – интерес. При раскрашивании человека используется уже 3 цвета : жёлтый – радость, зелёный – удовольствие. чёрный – вина. 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - радость, а была грусть 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - удовольствие, а была грусть 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - удовольствие, а была грусть 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – вина 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) –вина Вывод: появились радостные мысли и настроения взамен грусти. Эмоциональная и коммуникативная сферы обогатились удовольствием. Не смотря на явно прослеживаемую положительную динамику, по-прежнему проблемы с самореализацией и не хваткой самореализации. Ноздряков Михаил При раскрашивании домиков в начале года были задействованы цвета: жёлтый – радость, розовый– удовольствие, чёрный– страх, чёрный – вина, чёрный – обида, коричневый – грусть, красный– злость, жёлтый – интерес. При раскрашивании человека используется лишь 3 цветами : чёрным – страх, вина, обида, коричневым – грусть 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - не раскрашена 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - страх, вина, обида, 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - страх, вина, обида, 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – страх, вина, обида, 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - грусть Вывод: доминируют негативные настроения - страх, вина, обида, грусть. При раскрашивании домиков в конце года были задействованы цвета: жёлтый – радость, зелёный – удовольствие, чёрный– страх, светло-зелёный – вина, жёлтый– обида, коричневый – грусть, светло-зелёный – злость, фиолетовый – интерес. При раскрашивании человека используется уже 3 цвета : жёлтый – радость, зелёный – удовольствие, чёрный – вина. 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - радость, а было не раскрашено 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - удовольствие, а были страх, вина, обида, 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - удовольствие и по- прежнему страх, вина, обида, 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – страх, вина, обида, 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) – страх, вина, обида, Вывод: появились радостные мысли и настроения Эмоциональная и коммуникативная сферы обогатились удовольствием, хотя по- прежнему настораживает присутствие страха, вины и обиды. Не смотря на явно прослеживаемую положительную динамику, по-прежнему проблемы с самореализацией и не хваткой уверенности в себе. Комать Владислав При раскрашивании домиков в начале года были задействованы цвета: жёлтый – радость, зелёный– удовольствие, коричневый– страх, бордовый – вина, морской волны – обида, синий– грусть, коричневый – злость, красный – интерес. При раскрашивании человека используется лишь 2 цветами : коричневым – злость , красным - интерес 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - не раскрашена 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - злость 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - злость 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – злость 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - злость и интерес Вывод: доминирует - злость и лишь чуть-чуть присутствует интерес, мысли вообще не имеют никакой окраски. При раскрашивании домиков в конце года были задействованы цвета: жёлтый – радость, зелёный – удовольствие, чёрный– страх, светло-зелёный – вина, жёлтый– обида, коричневый – грусть, светло-зелёный – злость, фиолетовый – интерес. При раскрашивании человека используется уже 3 цвета : жёлтый – радость, зелёный – удовольствие, чёрный – вина. 1 - голова и шея ( ментальная деятельность) - радость, а было не раскрашено 2 —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная деятельность - удовольствие, а были страх, вина, обида, 3 —руки до плеч (коммуникативные функции) - удовольствие и по- прежнему страх, вина, обида, 4 -тазобедренная область (сексуальные и творческие переживания) – страх, вина, обида, 5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) – страх, вина, обида, Вывод: появились радостные мысли и настроения Эмоциональная и коммуникативная сферы обогатились удовольствием, хотя по- прежнему настораживает присутствие страха, вины и обиды. Не смотря на явно прослеживаемую положительную динамику, по-прежнему проблемы с самореализацией и не хваткой уверенности в себе. - Бланки настроений В начале и в конце каждого занятия дети отвечают на вопрос о том, какое у них настроение. Результаты фиксируются в «Бланке настроений» Результаты анализа бланков настроений показывают, что, приходя на занятия с различным настроением, дети всегда уходили радостными, либо спокойными иногда удивлёнными. Исключение составляют занятия, которые по разным причинам длились не долго (20-30 минут). По окончании таких занятий дети фиксировали грустное, печальное настроение и объясняли причину возникновения данного настроения огорчением по поводу непродолжительности занятия: «Мы хотим ещё заниматься! Почему так мало?! Мы не хотим ещё уходить…» Вывод: занятия с элементами музыкальной терапии интересны детям и вызывают положительные эмоции. 4) Наличие музыкально-творческих способностей и певческих навыков; Для диагностики уровня развития музыкально- творческих способностей и певческих навыков детям были предложены 11 проверочных заданий: 1 – для проверки чувства ритма; 2 – определение количества звуков; 3 – нахождение звука на фортепиано (на проверку наличия внутреннего слуха); 4 – навыки владения дыханием; 5 – навыки звукообразования; 5 – чистота интонирования мелодии; 7 – диапазон голоса; 8 – дикция и артикуляция; 9 – навыки пения и игры в ансамбле; 10 – навыки движения под музыку; 11 – эмоциональности и выразительность исполнения. Диагностика уровня развития музыкально-творческих способностей Уровень развития музыкально-творческих способностей и певческих навыков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11ЧувстворитмаУзнаваниеколичествазвуков(1,2,много)Нахождение звука на фо-ноДыханиеЗвуко-ОбразованиеИнтонированиемелодииДиапазонголосаДикцияЧувствоансамбляДвижениепод музыкуЭмоцио-нальность1. + -2. + -3. + -4. + -5. + - + - + - + - + - + -+ -+ -+ -+ -+ -+ -+ -+ -+ -+ - + - + - + - + - + -+ -+ -+ -+ -+ -+ - + - + - + - + -+ - + - + - + - + -+ - + - + - + - + -+ -+ -+ -+ -+ - Предлагается по 5 примеров для демонстрации навыков по каждому заданию. Положительно выполненный пример оценивается в 1 балл. Все пять заданий выполненные правильно оцениваются в 5 баллов, не выполненное задание – 0 баллов. По итогам всех заданий высчитывается средний балл и составляется график динамики уровня развития музыкально – творческих способностей и певческих навыков. начало года конец года средний балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 н к кол-во баллов за каждое задание Байходжаева Азиза 3 4 2 2 3 1 фаМ 4 1 5 5 5 5 4 4 4 4ляб5 5 5 5 3 4,6 сиЪм ми 1 Фролова Дарья 2 4 2 2 2 2ре-лям3 2 4 4 4 4 3 3 4 3 си 4 4 4 5 2,5 3,4 до Торопова Анастасия 1 2 0 2 2 0ре-лям2 2 3 2 3 3 2 4 3 2 си 3 5 4 4 1,6 3,3 си Телятникова Алина 2 3 2 1 0 2 ре-лям2 1 0 1 4 4 3 3 3 4 си 4 3 4 3 1,4 3,5 до Танасова Таня 0 0 0 1 0 0 гуд. 0 0
Вывод: данные свидетельствуют об улучшении психологической атмосферы в классе в целом и у каждого ребёнка в частности. Если в начале учебного года атмосферу можно было охарактеризовать как не очень дружелюбную, а некоторые дети, особенно девочки, характеризуют настроение, как враждебное, то в конце года намечается тенденция к улучшению. Атмосфера стала более дружелюбной, что явственно отражено в индивидуальных ответах и в средних данных по классу.
(Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006г.) (Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006г.) Детям отвечают на 32 вопроса и предложены 5 вариантов ответа на каждый из них. Каждый ответ оценивается определённым количеством баллов. По результатам ответов все баллы суммируются и подводится итог. Количество набранных баллов ( от 0 до 128) свидетельствует об уровне самооценки: чем меньше число, тем выше самооценка, чем больше число, тем ниже уровень самооценки. Вывод: данные свидетельствуют о повышении уровня самооценки у каждого из учащихся. Если в начале года у 8 детей уровень самооценки был низким, у 15 – средним, а высокая самооценка отсутствовала, то в конце года низкий уровень самооценки остался лишь у 3 учащихся, средний уровень у 17 детей, и у 3 детей отмечен высокий уровень самооценки. В общем, по количеству баллов явно прослеживается положительная динамика.
Исследования психоэмоционального состояния детей осуществляется в рамках данной программы на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года, и на основе анализа настроений детей в начале и в конце каждого занятия, что фиксируется в «Бланке настроений». Исследования психоэмоционального состояния детей осуществляется в рамках данной программы на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года, и на основе анализа настроений детей в начале и в конце каждого занятия, что фиксируется в «Бланке настроений». - Бланки настроений В начале и в конце каждого занятия дети отвечают на вопрос о том, какое у них настроение. Результаты фиксируются в «Бланке настроений» Результаты анализа бланков настроений показывают, что, приходя на занятия с различным настроением, дети всегда уходили радостными, либо спокойными иногда удивлёнными. Исключение составляют занятия, которые по разным причинам длились не долго (20-30 минут). По окончании таких занятий дети фиксировали грустное, печальное настроение и объясняли причину возникновения данного настроения огорчением по поводу непродолжительности занятия: «Мы хотим ещё заниматься! Почему так мало?! Мы не хотим ещё уходить…» Вывод: занятия с элементами музыкальной терапии интересны детям и вызывают положительные эмоции.
Предлагается по 5 примеров для демонстрации навыков по каждому из 10-ти заданий. Положительно выполненный пример оценивается в 1 балл. Все пять заданий выполненные правильно оцениваются в 5 баллов, не выполненное задание – 0 баллов. По итогам всех заданий высчитывается средний балл и составляется график динамики уровня развития музыкально – творческих способностей и певческих навыков. Предлагается по 5 примеров для демонстрации навыков по каждому из 10-ти заданий. Положительно выполненный пример оценивается в 1 балл. Все пять заданий выполненные правильно оцениваются в 5 баллов, не выполненное задание – 0 баллов. По итогам всех заданий высчитывается средний балл и составляется график динамики уровня развития музыкально – творческих способностей и певческих навыков. начало года конец года средний балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 н к кол-во баллов за каждое задание Байходжаева Азиза 3 4 2 2 3 1 фаМ 4 1 5 5 5 5 4 4 4 4ляб5 5 5 5 3 4,6 сиЪм ми 1 Фролова Дарья 2 4 2 2 2 2ре-лям3 2 4 4 4 4 3 3 4 3 си 4 4 4 5 2,5 3,4 до Торопова Анастасия 1 2 0 2 2 0ре-лям2 2 3 2 3 3 2 4 3 2 си 3 5 4 4 1,6 3,3 си Телятникова Алина 2 3 2 1 0 2 ре-лям2 1 0 1 4 4 3 3 3 4 си 4 3 4 3 1,4 3,5 до Танасова Таня 0 0 0 1 0 0 гуд. 0 0 3 2 2 3 2 1 1 1 фа 2 2 4 3 0,6 2,1 ля Обыденных Владислав 0 1 0 0 0 0 гуд. 1 2 0 0 2 3 1 2 3 3 ля 4 4 2 3 0,4 2,7 соль Ноздряков Михаил 2 3 2 1 1 2 ре 3 1 2 2 3 3 2 1 2 2 ми 3 2 2 2 1,9 2.2 соль ля Вывод: прослеживается положительная динамика уровня развития музыкально –творческих способностей и певческих навыков у каждого из детей. Увеличился диапазон голоса, чистота интонирования, чувство ритма. Чуть медленнее происходит освоение навыков певческого дыхания и звукообразования. Методы музыкальной терапии позитивно содействуют развитию музыкально – творческих способностей и певческих навыков.
Исследования и разнообразная диагностика, проведённая по итогам занятий по программе, подтверждают эффективность и продуктивность методов музыкальной терапии в работе с детьми. Исследования и разнообразная диагностика, проведённая по итогам занятий по программе, подтверждают эффективность и продуктивность методов музыкальной терапии в работе с детьми. Занятия ФОРМИРУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ, стремление к ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Считаем целесообразным продолжать работу в данном направлении, внося свой скромный вклад в дело воспитания, развития, здоровьесбережения подрастающего поколения, нашего будущего и будущего России.
Шушарджан С.В. «Руководство по музыкотерапии». М.,Медицина, 2005. Шушарджан С.В. «Руководство по музыкотерапии». М.,Медицина, 2005. Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008. Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г «Уроки музыки к школе и дома». АСТ-сталкер.Донецк, 2001 Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 . Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»