" Я выбираю свободу ..." О творчестве Александра Галича
«Мне всё-таки было под пятьдесят. Я уже всё видел . Я уже был благополучным драматургом, благополучным советским холуём. Я и понял, что так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду.»
Александр Галич один из первых среди бардов открыто выступил против официальной лжи, против всевластия партийного аппарата, против бессилия и страха. Что же это за правда? О чём пел А. Галич?
Александр Аркадьевич Галич родился в 1918 году, детство прошло в Севастополе.
Потом семья перебралась в Москву, в Кривоколенный переулок.
В 1935 году, окончив 10 классов средней школы, Галич поступил на поэтическое Литературного института и одновременно в театральную Школу-студию под руководством Станиславского.
В годы войны Галич в составе фронтового театра Валентина Плучека со спектаклями и концертами объездили весь фронт.
После войны Галич оставляет актёрскую студию и начинает работать как драматург: он – автор комедии «Вас вызывает Таймыр», один из авторов фильма «Верные друзья»; он пишет для театра пьесы «Пути, которые мы выбираем», «Август», «Матросская тишина».
А вскоре в судьбе Галича начался новый этап. Об этом он сам писал так: «Пути Господни неисповедимы, но не случайны. Не случайна была та бессонная ночь в вагоне поезда Москва – Ленинград», когда я написал свою первую песню «Леночка».
Постепенно песни Галича завоевали всю страну. Их, конечно, не передавали по радио, не включали в праздничные концерты, не печатали и издавали пластинок. Пути его песен были другие; через самиздат, через магнитофонные записи. Бродит Кривда с полосы на полосу,Делится с соседкой Кривдой опытом.Но гремит напетое вполголоса,Но гудит прочитанное шёпотом
Март 1968 года. Новосибирский Академгородок. Единственный открытый концерт Галича. Он исполняет знаменитое «Посвящение Пастернаку». Разобрали венки на веники,На полчасика погрустнели…Как гордились мы, современники,Что он умер в своей постели!
Песня «Петербургский романс» вроде бы посвящена декабристам, вышедшим на Сенатскую площадь. Но дата говорит о другом: о событии 22 августа 1968года- дне, когда советские танки вошли в Прагу, а 6 наших сограждан вышли с протестом на Красную площадь. И всё так же, не прощеВек наш пробует нас-Можешь выйти на площадьВ тот назначенный час?!
«Песня исхода» посвящена уезжающим из страны Виктору и Галине Некрасовым, которых система вытолкнула из страны. Я не плакальщик и не стражаИ в литавры не буду бить.Уезжаете?! Воля ваша!Значит- так посему и быть!Я стою… Велика ли странность?! Я привычно машу рукой!Уезжайте! А я останусь.Кто-то должен , презрев усталость,Наших мёртвых хранить покой!
Но вышло , к сожалению иначе… В том 1971 году прошло заседание секретариата Московского отделения Союза писателей, на повестке дня которого стоял один вопрос: «об исключении писателя Галича Александра Аркадьевича из членов Союза советских писателей за несоответствие высокому званию члена данного Союза».Галича обвинили в политической неблагонадёжности, антисоветчине, в нелюбви к родине. Не медведи, не львы, не лисы,Не кикимора и сова –Были лица – почти как лицаИ почти как слова – слова.
Говорят, в доказательство неблагонадёжности Галича на том самом заседании прокрутили «Старательский вальсок» - одну из самых прямых и жёстких его песен. Вот как просто попасть в богачи, Вот как просто попасть в первачи, Вот как просто попасть - в палачи: Промолчи, промолчи, промолчи! «Молчальники», вышедшие в «начальники», узнавали себя в этих строчках и мстили за собственную слабость, трусость.
«…Я уезжаю из Советского Союза, но не из России… моя Россия остается со мной!»
Россия в стихотворении « Русские плачи» - это сторона, где «плачут вятичи, что не стало России», где плакал в церкви юродивый, что пропала Россия»,А гоголевская птица- тройка «объявилась чрезвычайкой в Лефортово!» Я молю тебя:- Выдюжи!Будь и в тленье живой,Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,Слышать благовест твой !..
В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать: «…я ведь в сущности не уезжаю. Меня выгоняют… Единственная моя мечта, надежда, вера, счастье –удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый-то я вернусь наверняка».А там, вдали от России, ему стало трудно писать Понимаю, что просьба тщетна:Поминают поименитей!Ну, не тризною, так хоть чем-то,Хоть всухую, да помяните! Хоть за то, что я верил в чудо,И за песни, что пел без склада,И про то, что мне было худо,Никогда вспоминать не надо! «Черновик эпитафии»
Гибель Галича в 1977 году многим показалась случайной и нелепой: он взялся рукой за оголённый провод магнитофона..
Александр Галич вернулся. Вернулся в свою страну, в свой город – песнями, стихами, памятью и легендой.