Живопись. Архитектура. XVIII век
Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) — художник, основоположник русской исторической живописи. А.П. Лосенко родился на Украине в казацкой семье. Учился живописи в мастерской И.П. Аргунова. В 1758 г. он стал студентом Академии художеств, а немногим позже его отправляют сначала во Францию, а потом в Италию для совершенствования мастерства. После написания картины «Владимир и Рогнеда» в 1770 г. А.П. Лосенко стал академиком, профессором и директором Академии художеств.
«Прощание Гектора с Андромахой»
Григорий Иванович Угрюмов (1764 — 1823) — художник, мастер исторической живописи. Григорий Угрюмов родился в семье купца. В 1785 г., пройдя академический курс, получил золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» и отправился на стажировку в Италию. После возвращения в Россию Угрюмов стал преподавателем Академии художеств, а в 1797 г. - академиком за картину «Испытание силы Яна Усмаря».
Первым русским царём новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613-1645). Из работы С.М. Соловьёва «История России с древнейших времён» Личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производили на народ самое выгодное для верховной власти впечатление, самым выгодным образом представляли эту власть в глазах народа; известная доброта царя исключала мысль, чтобы какое-нибудь зло могло проистекать от него, и всё, что не нравилось тому или другому, падало на ответственность лиц, посредствующих между верховною властию и народом. Избрание Михаила Федоровича на царство.
Алексей Петрович Антропов (1716 — 1795) — художник, живописец-портретист. Алексей Антропов родился в семье слесарного мастера Оружейной палаты. В 1732 г. он поступил на работу в Канцелярию от строений, где вскоре присоединился к «живописной команде» во главе с художником И.Я. Вишняковым. Кроме Вишнякова, его учителями были А. Матвеев и Луи Каравакк. В это время он жил в Москве и пользовался покровительством И.И. Шувалова, а в 1760-е гг. переехал в Петербург, где занимал должность главного надзирателя живописных и иконописных работ при Св. Синоде. Антропов — мастер светского портрета, который в эту эпоху уже почти потерял всякую связь с парсуной. Портрет статс – дамы А.М. Измайловой
Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802) художник, портретист. Крепостной крестьянин графов П.Б. и Н.П. Шереметевых, Иван Петрович Аргунов вынужден был совмещать творчество и хозяйственную деятельность. Вместе с тем Аргунов получил хорошее художественное образование: он учился у придворного живописца Г.Х. Гроота в 1740-е гг. В историю живописи художник войдёт именно как мастер портрета. В 1750-е гг. он был уже признанным мастером, так что императрица назначает Аргунову несколько учеников. Портрет Б. Шереметева
Фёдор Степанович Рокотов (1730-е — 1808) - портретист. Как и многие деятели культуры XVIII в., Фёдор Рокотов родился в семье крепостных. Покровительство ему оказывал фаворит императрицы и меценат граф Иван Иванович Шувалов, помогавший художнику многие годы. По протекции графа в 1760 г. Рокотов поступает в Академию художеств и вскоре становится именитым художником. Расцвет творчества Фёдора Степановича приходится на начало правления Екатерины II: ему дают придворные заказы, он обзаводится мастерской и учениками, становится академиком. Вскоре, однако, Ф.С. Рокотов переезжает в Москву. В Москве он активно продолжает писать портреты представителей знати. В 1770-е — 1780-е гг. Рокотов очень популярный художник. Портрет А.П. Струйской
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822) - художник, портретист, был учеником А.П. Антропова. Его работам присуща яркая индивидуальность образов. Дмитрий Левицкий родился в Киеве в семье священника и гравёра Григория Кирилловича Левицкого. Отец стал и первым учителем художника. В 1750-е гг. в Киеве работал Алексей Петрович Антропов, с которым Левицкий познакомился и немногим позже Дмитрий Григорьевич уехал в Петербург в мастерскую Антропова и стал его учеником. Он плодотворно работает в Москве и Санкт-Петербурге, а в 1770 г. его производят в академики за портрет архитектора А.Ф. Кокоринова. Годом позже Левицкий возглавил портретный класс Академии художеств, в котором проработал много лет. Среди портретов Д.Г. Левицкого этого времени много и парадных, официальных и, напротив, очень камерных, проникновенных. Многогранность художественного таланта была отличительной чертой Дмитрия Григорьевича. Портрет Екатерины II
Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825) — художник, портретист. Владимир Боровиковский родился на Украине в семье казачьего старшины и иконописца, так что рано приобщился к иконописи, а потом и к живописи. Начав было военную карьеру в родном Миргороде, Боровиковский быстро вышел в отставку, целиком отдавшись творчеству. Талантливого художника заметили, и он в 1788 г. был вызван в Санкт-Петербург. Здесь Боровиковский сходится с творческим кружком, куда входили поэты Р.Г. Державин и В.В. Капнист, художник Д.Г. Левицкий, фактически ставший его учителем. Большое влияние на Боровиковского оказал и его постоянный учитель И.Б. Лампи. В 1794 г. В.Л. Боровиковский представил в Академию художеств портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском саду» и был «назначен» в академики, а через год стал им за портрет великого князя Константина Павловича. Портрет М.И. Лопухиной
Михаил Шибанов (отчество и годы жизни не известны) — художник, работы М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Михаил Шибанов, пожалуй, самый таинственный из художников первого ряда XVIII в. Мы не знаем о нём ничего, кроме того, что он был, видимо, крепостным крестьянином и в 1780-е гг. получил «вольную». Но до нас дошло несколько работ Шибанова, не оставляющих сомнения в таланте художника, а также в том, что он получил какое-то художественное образование. Уникальными для культуры XVIII в. являются две картины Михаила Шибанова: «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора». Это были первые картины крестьянского бытового жанра в России.
М. Шибанов «Свадебный сговор в крестьянской семье»
Федот Иванович Шубин (1740 — 1805) — скульптор. Судьба Федота Шубина напоминает нам судьбу другого его старшего современника — М.В. Ломоносова. Оба они из-под Холмогор, оба ушли из родных мест вместе с рыбным обозом искать счастье в столице, оба имели крестьянское происхождение, но добились признания и славы. Вполне естественно, что когда Шубин в 1759 г. приехал в Петербург, то Ломоносов, уже тогда маститый учёный, оказал ему самую деятельную поддержку. В 1761 г. благодаря меценату И.И. Шувалову и хлопотам Ломоносова Федот Иванович поступает в Академию художеств, где его учителем становится Н.-Ф. Жилле. Блестящие успехи ученика позволили ему стажироваться в Париже и Риме, и в 1770-е гг. он становится академиком и одним из самых модных на тот момент скульпторов. Этот было время расцвета творческого гения скульптора, хотя материальное его положение к концу жизни было плачевным. Эпоха правления Павла стала испытанием для Федота Ивановича: он жил почти в бедности, начались проблемы со зрением. При Александре I Шубин вновь получает признание со стороны властей, но здоровье его было подорвано, и в 1805 г. скульптор умирает.
Ф.И. Шубин Портрет Голицына Екатерина - законодательница Портрет М.В. Ломоносова
Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Основанием для памятника Петру I должен был стать камень «пяти сажен и одного аршина в вышину». Такой камень был найден крестьянами в 12 верстах от Петербурга. Сложность состояла в том, как его доставить в столицу. Способ переместить его по суше придумал граф Цефалони. Везли камень 400 человек на медных санях, которые были поставлены на катящиеся медные шары. Наблюдая за перемещением, в честь этого события Екатерина Великая даже приказала выбить медаль, на одной стороне которой изображена императрица, а на другой — камень, передвигаемый с помощью машин. Надпись на медали гласила: «Дерзновению подобно». Далее камень был помещён на плотину, а затем на судно и в день коронации Екатерины, 22 сентября 1767 г., доставлен в столицу и торжественно провезён вдоль Зимнего дворца.
Этьен Фальконе. Памятник ПетруI
Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли(1700 — 1771). Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700 — 1771) — архитектор. Бартоломео Растрелли родился в Париже в семье архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и вместе с отцом приехал в Россию в 1716 г. Бартоломео, или Варфоломей Варфоломеевич, как его стали называть в России, продолжил дело отца. В 1720-е гг. он учился в Европе на архитектора, а потом вернулся в Россию, где сразу же стал придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны. В период правления Анны Иоанновны Растрелли проектирует дворцы для графа Бирона в Митаве и Рундале, а также сооружает так называемый третий Зимний дворец в Санкт-Петербурге. В 1740-е гг. начинается расцвет архитектора: он строит Летний дворец для императрицы Елизаветы Петровны, реконструирует Петергоф и Царское село, а также возводит новое здание Зимнего дворца. Растрелли также автор Строгановского и Воронцовского дворцов в Санкт-Петербурге, Смольного монастыря, храма Андрея Первозванного в Киеве и др.
Смольный монастырь Зимний дворец Петергоф. Большой дворец Екатерининский дворец
Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов (1738 — 1799). Василий Баженов родился в семье дьячка одной из церквей Москвы и рано проявил способности к рисованию. Его заметил ведущий московский архитектор елизаветинского времени Д. Ухтомский, взяв в свою школу и сделав своим учеником. Параллельно Баженов учился в гимназии Московского университета, а потом продолжил своё образование в Петербурге — сначала при Академии наук, а потом в Академии художеств, где его учителями были А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Вален-Деламот. Как и все выпускники, получившие по окончании Академии золотую медаль, Баженов прошёл стажировку во Франции и в Италии. Дом Пашкова Михайловский замок в Петербурге
Матвей Федорович Казаков (1738 — 1812) архитектор, был помощником и учеником Баженова. Матвей Казаков родился в семье мелкого чиновника в Москве. Так же как и В.И. Баженов, он окончил архитектурную школу Д. Ухтомского, а с конца 1760-х гг. работал под началом Баженова над проектом Большого Кремлёвского дворца, что стало для него второй школой. Гений М.Ф. Казакова проявился уже в 1770-е гг., когда он начал работать над Петровским путевым дворцом. Казакову принадлежат великолепные московские здания Здание Сената в Москве. Голицынская больница в Москве
Иван Егорович Старов (1745 — 1808) известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Иван Старов родился в семье священника, учился в гимназии при Московском университете, а с 1758 г. в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Учителями начинающего архитектора были А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Блестяще окончив Академию, Старов отправился на стажировку во Францию, а потом в Италию, где он учился у европейских архитекторов и знакомился с богатым архитектурным наследием Европы. Вернувшись из-за границы в 1768 г., Старов был произведён в академики. В 1770-е — 1780-е гг. Иван Егорович работает над реконструкцией Александро-Невского монастыря, строит Таврический дворец, участвует в строительстве Зимнего, Аничкова, Чесменского дворцов. По проектам архитектора созданы многие усадьбы и соборы. Это привело к тому, что город становился центром новой культуры.
Александро – Невская лавра. Петербург.