Художники хх века
Татья на Ни ловна Ябло нская 1917 — 2005) — советский живописец.Народный художник СССР (1982). В советском искусстве бытовой жанр получил большое развитие, так как должен был отразить труд и новый быт советских людей. С первых лет советской власти художники стремились запечатлеть перемены, внесенные революцией в жизнь страны; стал определяться характерный для них энергичный строй картин, посвященных строительству, индустриальному труду, спорту; живописцы запечатлели разные стороны городского и колхозного быта. В советском бытовом жанре отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет и энтузиазм коллективного труда, и типичные черты бытового уклада в послевоенные годы. Яблонская отошла от академической манеры соцреализма: она вобрала в свою живопись традиции народной настенной росписи с ее декоративностью, насыщенными цветами, конкретной предметностью окружающего мира. В ее произведениях созданы жизнеутверждающие образы современников и родной природы. Сегодня престарелая художница уже не может работать маслом, она пишет только пастелью.
"На даче" .ЯБЛОНСКАЯ Чтобы создать гениальное произведение ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры - каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.
Татьяна Яблонская. «Свадьба», 1963 (оригинал)
«Утро» Яблонская Это не легенда, а быль. На знаменитой картине «Утро» изображена моя сестра Елена, делающая гимнастику. Это было в доме на Красноармейской (одна из центральный улиц Киева..). Лелечка, так мы ее называли.(интервью сестры)
ГТГ на Крымском валу. Т. Яблонская. Хлеб.
Автопортрет.Аркадий Александрович Пластов Советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР (с 1947). С 1935 выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным. Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений.
А.С. Пушкин в Болдине. 1949. бум. темпера. 60. Пластов. Рисующий Коля. 1935 - 36. х.м. 66 х 50. Пластов.
Колхозный праздник (Праздник урожая). 1937г.Пластов.
Сенокос. 1945г. Пластов.
Лето.1959-1960. Пластов.
Из прошлого.1969-1970. Пластов.
Пластов Аркадий Александрович, Ужин трактористов. 1951 г. Иркутский областной художественный музей. Холст, масло. 200 x 167 см.
Пластов , Фашист пролетел. Холст.Масло. 1942 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны. Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне. В то же время она вселяет чувство отвращения к убийцам, которым чуждо все человеческое, которые стоят на пути жизни и ее естественного течения. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль - чувство невозвратимой утраты.
Иван Константинович родился и вырос на берегу моря, и вполне естественно, что именно морю отдал художник свою любовь, морю посвятил свое творчество. Испытал особое влияние французской марины классицизма. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы.. В самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881 и др.) Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. "Поэт моря" (1817-1900) АЙВАЗОВСКИЙ
"Всемирный потоп"1864Айвазовский
Девятый вал Айвазовский
Буря на Ледовитом океане 1864Айвазовский Бой в Хиосском проливе 1848
Ледяные горы 1870
КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ Рано лишившийся отца, Кустодиев обладал повышенным "чувством семьи". От природы открытый и теплый человек, он старался путешествовать с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными, театральными, музыкальными впечатлениями. Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях. АВТОПОРТРЕТ.КУСТОДИЕВ
В течение всей жизни - в этюдных набросках, в портретах и жанровых композициях - с теплом и нежностью он фиксировал возрастные изменения облика жены Юлии Евстафьевны, взросление детей - Кирилла и Ирины. Многочисленны - от первой встречи в 1900 году в костромском имении старушек Грек до 1926 года - изображения нежно любимой жены, которая всегда была опорой художника, а в последнее десятилетие, когда он обездвижел - его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага. Утро. 1904. Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.
На террасе. 1906. Картина "На террасе" написана в доме художника "Терем". Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера".
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»). Купчиха за чаем. 1918. ГРМ
Борис Кустодиев. Прогулка на Волге. 1909 год. Изображена романовская сторона города Тутаева Ярославской области
За годы учебы в училище Общества поощрения художеств Борисов прошел класс фигурный и натурный, а также посещал классы скульптурный, черчения, графики, педагогики, декоративный и эскизов. За декоративные работы получил премию, а за работы по рисунку и живописи от педагогического совета ему была дана командировка по России для зарисовки памятников старины и быта. Почти все деньги премии Алексей потратил на краски и холсты и - в путь. Выбор пал на Соловецкие острова. Без малого все лето Борисов посвятит красоте этих суровых, но удивительно красивых мест. Напишет два десятка крупных холстов и множество этюдов. Денег на обратную дорогу не хватит, и ему придется наниматься к богатым крестьянам колоть дрова, косить сено. За это его перевозили от села к селу со всем художническим скарбом. Поскольку ни Харьковская рисовальная школа, ни Училище живописи, ваяния и зодчества не оказали на формирование художнических взглядов Борисова решающего воздействия, а все сохранившиеся работы говорят о цельности его мировосприятия, то можно предположить, что в стенах школы Общества поощрения художеств и произошло становление художественного дарования А. Борисова. Автопортрет 1904-1905) Виктор Борисов-Мусатов
Галерея картин / 1904 — Весенняя история БОРИСОВ- МУСАТОВ
НА ЛОДКЕ 1982 БОРИСОВ- МУСАТОВ
Водоём, 1902, Государственная Третьяковская галерея, Москва Борисов- Мусатов
Спасибо за внимание