Тема урока: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»
Цели урока: 1) дать понятие общественно-эмоционального фона 18 века. 2) познакомить с представителями архитектуры, живописи и скульптуры европейского Просвещения.
18 век – время, когда критике подвергались и вера в Иисуса Христа и в добродетель христианского короля. Это время выдвижений различных теорий о силе человеческого интеллекта.
Отрицание христианских устоев рождало чувство легкой свободы, раскованности, наслаждение благами роскоши, охватившие аристократию.
Рококо - стиль в искусстве 18 в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.
Стиль отличается прихотливыми богатыми украшениями, нежными узорами, светлыми тонами красок и позолотой.
Во французских парках было принято устраивать потайные павильоны. Павильоны стилизовали под естественные пещеры — гроты, внутри их офрмляли как морское царство Нептуна. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Однако происхождение термина связано не со словом "раковина", а со словом "грот, камень, скала" (франц. Roc).
Основные черты рококо: роскошь, изящество форм, вычурность.
Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV (1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного искусства. Придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.
Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано около 300 картин и рисунков. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез. Изображает, в основном, сцены праздничной жизни.
«Общество в парке» «Капризница»
Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын орнаментщика, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.
Гедонизм Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия.
Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур, около 1750 года.
Жак Оноре Фрагонар (1732 — 1806) Один из самых блестящих живописцев эпохи Людовика XVI, Фрагонар был истинным мастером века Просвещения. В его искусстве грация и чувственность рококо соединились с обостренной чуткостью ко всему «естественному», которое приходило на смену идеалам «возвышенного» во второй половине XVIII столетия. Автопортрет
Урок музыки. Ок. 1770—1772
Поцелуй украдкой. Ок. 1788
Дени Дидро (1713 - 1784) - французский философ-энциклопедист. Главным делом его жизни было создание французской энциклопедии. Дидро отдал энциклопедии тридцать лет своей жизни, в течение которых ему пришлось вести неустанную борьбу с духовенством, полицией, цензурой, ополчившимися против энциклопедии, как против рассадника рационализма и безбожия. В 1773 г. Дидро приехал в Россию по приглашению Екатерины II, которая в письмах уверяла его, что в России существует полная свобода слова. По ее поручению он составил проект о народном просвещении, в который вошли положения о всеобщем обязательном и бесплатном обучении, о полной свободе научного исследования и свободе совести. Проект Дидро не был, разумеется, осуществлен Екатериной.
Жан-Жак Руссо (1712-1778, писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.
Анж Жак Габриэль (1698,—1782, — французский архитектор, имевший чин Первого королевского архитектора. Главное его сооружение – площадь Людовика XVI на берегу сены.
Площадь Согласия в Париже.
Жан Бати ст Симео н Шарде н 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников 18 века и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Основным предметом его работ, целиком основанных на натурных наблюдениях, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. «Серебряный кубок»
«Молитва перед обедом» , 1744
Жан-Батист Грёз (1725-1805) – знаменитый французский живописец. Главная тема творчества – идеализация благородных чувств.
Жан Батист Грёз - Паралитик, или Плоды хорошего воспитания.
Этье н Мори с Фальконе (1716—1791) — французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. «Медный всадник» — памятник Петру I. Открыт в 1782 г. Санкт – Петербург.
Давид Жак Луи (1748–1825), французский живописец. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Ж.М.Вьена (1766–1774), в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма.
Для произведений Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр, Париж).
Клятва Горациев, 1784 Музей Лувр, Париж Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине “Клятва Горациев”, воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида.
Андромаха у тела Гектора, 1783 Музей Лувр, Париж