Женский костюм в традициях русского народа.
Гипотеза.Все детали женского народного костюма имеют глубокий смысл и меняются в зависимости от ситуации.Цель.Проследить изменения в женском народном костюме в различных житейских ситуациях.Задачи.Показать связь женского костюма с природой.Определить составляющие женского костюма.3. Выявить характерные детали свадебного костюма.4. Показать обрядность женского костюма во время основных крестьянских работ.5. Раскрыть значение головного убора.6. Рассказать о славянской символике в вышивке.
Объект исследования -традиции русского народа.Предмет исследования – женский народный костюм.Методы исследования:Изучение и анализ научной литературы.Обобщение.Опрос.
Какие детали женского народного костюма вам известны?
Какие женские головные уборы вам известны?
Для чего служил орнамент на одежде?
Что изображали в орнаменте?
Что вы представляете себе, когда читаете эти строки А.С.Пушкина? Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчевая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею…
Такой силуэт, такой костюм, ритм рисунка, такое сочетание красок могла изобрести лишь фантазия народа, создавшего вечный образ счастья – жар–птицу.
Праздничный девичий костюм. Воронежская губерния, конец XIX в.Праздничные костюмы женщин Рязанской губернии. Конец XIXв.
Свадьба.Девичья повязка - символ девичьей вольной жизни.Костюм просватанной девушки.Подобно волшебной птице в ярком красочном весеннем оперенье, появлялась невеста на девичнике. Костюм просватанной девушки на девичнике. Архангельская губерния. Середина XIX в.
Каждая невеста сама шила жениху рубашку. Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его". Завертывание ребенка в рубаху отца - общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не полагалось: "тогда смоешь силу и любовь отца". Одежда мужа и отца имела охранительную символику.
Костюм невесты Олонецкой губернии. Первая половина XIX в. Долго, в течении нескольких лет готовила будущая невеста наряды к свадьбе и отдавала этой работе всю свою душу, но точно сохраняла в нём то, что предписывал обычай.
«На свадьбу – как на похороны» - вот какими, были требования к костюму невесты, в котором она ехала венчаться. В некоторых местностях невесты даже надевали две рубашки, и одна из них оставлялась на смерть. Если красный цвет был цветом солнца, радости, веселья, то белый – цвет снега, покрывавшего саваном землю в долгие зимние месяцы, - был символом смерти. Белым платом покрывали голову и почти всю фигуру невесты, белыми были рукава её рубашки. Казалось, вся суета, все мелкие интересы должны были отступить от невесты в решительный и серьёзный момент её жизни. Изменялась судьба человека, судьба женщины…Костюм невесты города Костромы.Вторая половина XIX в.
Костюм невесты тамбовской губернии. Конец XIX в.Костюм невесты Архангельской губернии.Конец XIX в.Праздничные женские сапоги. Юг России. Конец XIX в.
После венчания в знак нового состояния снимали с головы девушки плат, заплетали распущенные волосы на две косы – девушки всегда носили одну косу,- девушки укладывали их вокруг головы, покрывали повойником и надевали кичку или сороку - женский головной убор. Обряд надевания кички назывался «окучиванием» невесты. Символически совершалось начало новой женской судьбы.
Воронежская губерния.Вторая половина XIX в. Костюм новобрачной.На следующий день после свадьбы, когда гостей звали на «княжной стол», молодая жена появлялась в самом лучшем женском наряде -третьем наряде невесты.Город Галич-Костромкой. Первая половина XIX в.
Пояс, понева и платок – обязательные принадлежности костюма замужней женщины.
По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем.
Праздник труда. По заведённому в русской деревне порядку все работы делились на женские и мужские.Мужчины косили траву, а женщины – ворошили её.
Сенокос для женщин был самой лёгкой из крестьянских работ, больше того, это был их праздник. По обычаям, существовавшим с предшествовавших времён, на покос женщины должны были надевать особый костюм. Считалось недопустимым появляться в будничной, каждодневной одежде, в которой справлялись домашние работы.
Знаком служения женщин земле, знаком близости к ней и был орнамент на подолах женских рубашек. Тканые подолицы покосных женских рубах Архангельской губернии. Вторая половина XIX в.
капустные вечеркиПриглашение на рубку капусты, «капустные вечерки», было знаком расположения, и отказываться от этого считалось неуважением к старшим.
Жемчуг – один из любимых материалов Древней Руси. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только положительные люди, с чистой душой, и даже перед выходом на ловлю раковин полагалось старательно вымыться, выпариться в бане. Не давался он в руки пустым людям, жадным, прельщавшимся наживой.
Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчевая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею…
Послесловие.