ПРЕЗЕНТАЦИЯ Теория развития цивилизаций А.Тойнби.
Тойнби А. «Постижение истории». Цивилизации «представляют собой… общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»1
А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: Западный мир Православная христианская цивилизация (основная) — подразумевается Византийский мир и его наследники на Балканах Православная христианская (русская) цивилизация Арабское общество (исламский мир) Дальневосточная цивилизация (в Китае) Дальневосточная цивилизация (в Японии и Корее) Древнекитайская цивилизация Индское общество Индуистское общество Иранское общество Эллинское общество (греко-римская культура)Сирийское общество — дожило до нашего времени в виде двух «реликтов»: сообществ евреев и парсов Минойское общество — уровень бронзового векаХеттское общество Шумерское общество Вавилонское общество (Ассирия, Вавилон, Элам)Египетское общество — уровень бронзового века Майянское общество —уровень каменного века, в VII веке распадаетсяна:Юкатанское общество (поздняя цивилизация майя) Мексиканское общество (тольтеки и ацтеки) Андское общество (инки)
Тойнби А. о «единстве цивилизации»: «Западные историки… считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом»
Стадии цикла цивилизаций по А. Тойнби 1.Рождение 2.Рост 3Расцвет 4Надлом 5Разложение6Гибель Цикл развития цивилизации Тойнби видит в 6 стадиях:Последние три стадии А. Тойнби называет понятием «упадок цивилизации».
«Постижение истории» А. Тойнби «..общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю»Согласно концепции А. Тойнби:Цивилизация – локальное образование, которое обладает присущими чертами и характеристиками.Единой цивилизации человечества нет, есть только множество цивилизаций.Каждая цивилизация создает свой индивидуальный художественный стиль.
Согласно теории А. Тойнби Цивилизация в лице творческого меньшинства может либо дать «ответ» и перестроиться или погибнуть.Эта система – «вызов – ответ» - является причиной развития цивилизации и основой истории. «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов, общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние».
мутация примитивного общества Генезис: отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций 5 стимулов: стимул природной среды:Стимул бесплодной землиСтимул новой земли стимул окружения:Стимул удара (реакция на нападение)Стимул давления («форпост»)Стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация)
А. Тойнби о стадии роста: «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой на гибель»
Надлом: 1. Отказ большинства от мимесиса. 2. Изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение. 3. Ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед. Общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего» равновесия. «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля» *«мимесис» – социальное подражание
Распад Социальный распад: Общество Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви.Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно создает универсальное государство.Духовный распад: «Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик – от абсолютной пассивности до крайних форм активности…».
«Постижение истории» А. Тойнби По Тойнби каждая цивилизация возникает в результате 2 условий: наличия в данном обществе творческого меньшинства; наличия среды, не слишком благоприятной, но и не слишком враждебной для человека. При наличии этих условий общества складываются в цивилизации, при отсутствии – остаются на доцивилизованном уровне.
Список использованной литературы:Тойнби А. Постижение истории//Антология культурологической мысли. М., 1996. Тойнби А. Цивилизация перед судом Истории. М., 1993. Золкин А.Л. Культурология.учебник.М., 2009.
Благодарю за внимание «Пока есть жизнь, есть надежда … что с божьей помощью человек – хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то». Арнольд Тойнби «Цивилизация перед судом Истории».