Специфика графического портрета ПО ПРИМЕРАМ РАБОТ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА
Что такое портрет?Прежде всего, это изображение конкретного человека. Но определяя портрет как жанр, следует говорить не об объекте изображения, а о предмете познания… А.Орловский. Портрет старика
Это результат творческого процесса, художественное познание модели. Здесь связывается изображение индивидуальной человеческой личности с построением картины и с ее выразительной обработкой. Г.Скородумов. Автопортрет.
Особым своеобразием в художественном обиходе отличаются карандашные портреты А.Венецианов. Портрет М.П.Родзянко.
Графические портреты не повторяют средствами графики того, что делают художники в живописи, не являются упрощенным переложением на графический язык их достижений в живописном портрете. А.Орловский. Портрет Л.Дюпора.
Но графический портрет занимает при этом свое особое место. Не обладая возможностями живописи, он обладает рядом преимуществ, которые делают портретный рисунок наиболее интимной областью творчества мастера. О.Кипренский. Портрет Н.В.Кочубей.
Очень многие из портретов не принадлежали к заказным работам. Часто мастер изображал в них своих знакомых и близких, людей, открытых для него в своих настроениях и мыслях. О.Кипренский. Портрет Вилло.
О.Кипренский. Портрет музыканта. Часто они предназначались в дар людям, уподобляясь распространенным памятным надписям или рисункам в альбомы, к которым привязаны любители искусства.
Именно эти импровизационные черты графических портретов позволяют художнику вплотную приблизиться к наиболее тонким и изменчивым переживаниям человека, ощутить как бы изнутри атмосферу его духовной жизни и выразить ее с той зримой убедительностью и конкретностью, которая была бы недоступна для живописного портрета… А.Варнек. Портрет Антонио Пирола.
Отличаясь от миниатюрных изображений большей глубиной и индивидуальностью образа, графический портрет намного интимнее портретов «в натуру», висящих в золоченых рамах на стенах интерьеров и доступных взглядам одновременно многих людей.. А.Орловский. Портрет негра.
Уже сам размер небольшого портрета делал его ближе к зрителю, оставляя его наедине с изображением, а тем самым и с изображенным человеком, призывая пристальнее всмотреться в его облик, проникнуть чувством в его душевное состояние. А.Орловский. Портрет Ш.Л.Дидло.
Неуловимая свобода рисунка и глубина графического портрета достигается сочетанием выразительности ритма линий и контуров фигур, свежестью сочетания закругленных фонов и пятен пастели с карандашным штрихом, выполняющим все задачи изображения человека на плоскости и его внутренней характеристики. О.Кипренский. Портрет В.А.Томиловой.
Но карандашный штрих беглых зарисовок едва ли может быть включен в группу линейно-пластических приемов. В отличие от гибкой и плавной, проводимой в совершенно ином, замедленном темпе линии, штрих не несет в себе, как правило, никаких пластических функций. О.Кипренский. Набросок с «Портрета старика в красном».
ЗАДАНИЯ: По представлению сделайте несколько схем портрета человека, которые характеризуют гнев, печаль, радость, удивление, восхищение. Объясните принцип передачи мимики.Нарисуйте графический портрет близкого человека с натуры, передав определенное настроение, например задумчивость, радость и т.д.Подготовьте доклад о творчестве любимого художника-портретиста. К докладу выполните презентацию в PowerPoint.Создайте серию зарисовок под названием «Средства графического портрета», используя компьютерный инструментарий.
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ: Специфика графического портрета.Автор: Дементьева А.А., студентка художественно-графического факультета, 3 курса, 2 группы, [email protected]Аннотация: Представлена методическая разработка выполнения графического портрета для учащихся художественных школ. Показано использование средств художественной выразительности на примерах работ русских художников XIX века.