Симметрия в живописи 900igr.net
« Искусство в живописи есть не что иное, как искусство выражать невидимое через видимое» . Фромантес
Живопись Закономерности цветового строя в изобразительном искусстве есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой модель цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-своему. Художник творит и по правилам и по законам, только он их не всегда осознает, подобно мольеровскому герою, который говорил прозой, сам не ведая того. Дидро очень хорошо сказал о вкусе как о «приобретенной повторным опытом способности схватывать истину». Многочисленные высказывания художников о тоне, колорите, цвете и т.д., рассыпанные в отдельных статьях, письмах и мемуарах, содержат очень тонкие и интересные, но субъективные и часто противоречивые наблюдения, и это вполне естественно, потому что они отражают индивидуальный творческий опыт.
Идея гармонии, основанной на золотом сечении, не могла не коснуться греческого искусства. Природа, взятая в широком смысле, включала в себя и творческий мир человека, искусство, музыку, где действуют те же законы ритма и гармонии.
Обратимся к словам Аристотеля : «Природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных вещей, образует созвучие…Она сочетала мужской пол с женским. А не каждый из них с однородным, и таким образом первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким же образом. А именно живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и красные краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных ... создала целое искусство».
«Симметрия» на греческом означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость расположения частей». Единственная горизонтальная симметрия, которую мы встречаем в природе, - это отражение в зеркале воды.
Основные идеи симметрии
« Симметрия является той идеей посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Герман Вейль
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности. В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены: фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое.
Г. Вейль писал, например: «Искусство орнамента содержит наиболее древнюю часть известной нам высшей математики». В частности, в древнеегипетских орнаментах воплощены 17 видов симметрий. Закон симметрии помог сделать крупное открытие немецкому химику А. Кекуле, разгадавшему структурную тайну молекулы ароматических соединений. Вместо линейной схемы сочетания атомов он предложил кольцеобразную, где атомы соединялись попеременно (симметрично). Предложенная модель восхищала завершенностью, радуя глаз красотой. Обратимся к портретному жанру изобразительного искусства, который опирается на пропорции и держится ими. Природа сотворила человека так, что его лицо от подбородка до верхней границы лба составляет 1/10 всей длины тела. Такую же 1/10 его доли имеет ладонь. Рука до локтя, как и ширина груди, равна 1/4 тела, а длина ступни – 1/6. Талия делит совершенную человеческую фигуру как раз в отношении «золотой пропорции», впрочем, как и глаза – лицо.
Рассмотрим коллекцию портретного жанра 18-19 веков. « Творчество ценностей есть творчество образов, и если образ творчества – человек ,форма его- жизнь, то мы должны созидать образ и подобие героя в жизнь». А. Белый
А.П. АНТРОПОВ Портрет графини М. Румянцевой 1764
В.Л. Боровиковский Портрет О.Филипповой 1790
О. Кипренский портрет Е.С Авдулиной 1822-1823
В.Л. Боровиковский портрет Е.А.Арсеньевой 1796