Признаки классицизма: 1. Монументальность и величие 2. Гармония и строгость пропорций 3. Органичная связь с природой В архитектуре простые формы: прямые линии, ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета. Архитекторы обращаись к наследию античности, используя мотивы Древней Греции и Рима
Шедевры классицизма в архитектуре России ( Санкт-Петербург) Одна из главных достопримечательностей, визитная карточка Петербурга – здание Адмиралтейства. Оно было создано по указанию Петра1 архитектором И.К. Коробовым
К началу 19 в .здание обветшало. В 1805г архитектор Андрей Дмитриевич Захаровзанялся капитальной реконструкцией Адмиралтейства
Главный фасад- 405м., высота-16м, был разбит на 5 частей и в центре- башня с золочённым шпилем ( адмиралтейская игла)- 72 м.Кораблик на конце шпиля- своеобразный символ города.
Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, служащий основанием для лёгкой и изящной коллонады. Главный въезд- через центральную башню, он был оформлен виде арки
Продуманы были и скульптурные украшения. Скульптор Ф.Ф. Щедрин изваял две группы морских нимф, поддерживающих небесную сферу- символ русского мореплавания, охватившего все океаны земли.
И.И. Теребнёв украсил здание двумя летящими фигурами Славы со скрещёнными знамёнами, осеняющими корабли русского флота.
Щедрин, также создал 450 аллегорических масок над окнами
Казанский собор (А.Н. Воронихин) В 1801г Павел 1 принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери
Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания
144 коллоны, треугольный фронтон Диаметр купола-17м. При сооружении купола впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.
К сожалению, Воронихину не удалось завершит строительство собора, но и то, что он успел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях великого мастера
Площадь перед соборо мсливается с главной магистралью Санкт- Петербурга- Невским проспектом.
К выдающимся творениям классицизма относится и Александринский театр
Строительство-1828-1832гг. Карл Росси
Исаакиевский собор. (Огюст Монферран) Последнее крупное сооружение, построенное в стиле русского классицизма В середине 19 в наблюдается постепенный упадок классицизма- нарушается чистота стиля. Например излишнее декорирование зданий, не связанной с их конструкцией ( эклектическое направление в архитектуре)
Огюст Рикарде Монферран-выдающийся зодчий первой половины 19 векаФранцуз по национальности, провёл в России 42 годаОсобое место в творчестве Монферрана занимает Александровская колона- лучший триумфальный памятник 19 в, воздвигнутый в честь победы русских войск В Отечественной войне 1812г,однако главным делом своей жизни Монферран считал строительство Иссакиевского собора.
Здание, представляющее в плане равносторонний крест, решено как компактный объём с четырьмя колонными портиками. Плоскости стен прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками. Собор завершается высоким барабаном, увенчанным золоченым куполом с восьмигранным фонариком. По сторонам от барабана установлены 4 колокольни.
Важную роль в создании художественного образа собора играет наружная скульптура. Над произведениями, оформляющими балюстраду барабана, фронтоны и наружные двери, работали скульпторы: И.П.Витали, П.К. Клодт
Выразительными деталями являются скульптурные группы ангелов со светильниками работы ИП Витали
Внутреннее убранство собораНа декоративное оформление было затрачено 400 кг золота, 1000 тонн бронзы,16 тысяч кг малахита. Для отделки пола и стен использованы различные сорта мрамора.
Самая крупная роспись собора- плафон большого купола Площадь-800квадратных метров. Автор К.П.БрюлловБогоматерь в окружении святых с обращённым взором к центру плафона -серебряному голубю (символ святого духа)
Карл Павлович Брюллов (1799-1852)-русский живописец родился в Петербурге, в семье преподавателя Академии художествРаботая над росписью собора, он проводил он проводил под куполом целые дни. Эта работа в сыром , недостроенном соборе подорвала его здоровье, мраморная пыль, резкая смена температуры, сквозняк из раскрытых окон барабана вызвали у художника ревматизм, а затем и тяжёлое осложнение на сердце.
Автопортрет (1848г)
Особый интерес представляет художественное убранство алтарей, сочетающее живопись, мозаику и скульптуру.
Царские врата главного алтаря
Главный алтарь собора украшает витраж, изображающий воскресшего ХристаЭто элемент католического убранства едва ли не единственный в православной церкви. В католических соборах цветное стекло применялось для оформления окон ( по католическим канонам одеяние Христа -пурпурное, по христианским -голубое)
На протяжении сорока лет в разное время более 400 тысяч человек участвовали в строительстве собора