Рыцари — профессиональные воины — были копорацией, которую объединяли образ жизни, морально-этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Класс феодалов был неоднородным. Немногочисленную его элиту составляли крупнейшие землевладельцы — носители звучных титулов. Эти самые родовитые и благороднейшие рыцари возглавляли дружины, иногда равные армиям. Рыцари более низких рангов служили в этих дружинах со своими отрядами, являясь по первому зову сеньора. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, всю собственность которых составляло оружие и конь.
Многие из них странствовали, примыкая к тем или иным отрядам, становясь наёмниками, а нередко просто промышляя разбоем. По принятым в рыцарской среде правилам настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь для подтверждения своего благородного происхождения ссылался на разветвлённое генеалогическое древо, имел семейный герб и родовой девиз. Принадлежность к роду передавалась по наследству. Изредка в рыцари посвящали за выдающиеся воинские подвиги. Строгость правил стала смягчаться с развитием городов — эту привилегию стали всё чаще покупать.
В разных странах существовали сходные системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием — прежде всего мечом и копьём, а также борьбе и плаванию. Он становился пажом, затем оруженосцем рыцаря. Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Воинское искусство было делом феодалов, и они делали всё, чтобы не допустить к участию в битвах «грубых мужиков».
У рыцарей выработался особый менталитет. Идеальный рыцарь был обязан обладать множеством достоиств. Он должен был быть красивым и привлекательным. Поэтому особое внимание уделялось осанке, одежде, украшениям. Латы и конская упряжь, особенно парадные, были подлинными произведениями искусства. Рыцарь должен был быть физически сильным, иначе он не смог бы носить латы, которые весили до 60-80 кг. Латы начинают утрачивать свою роль только с появлением огнестрельного оружия.
Почётной обязанностью мужчин из знатных семейств была защита своей чести и командование на поле боя. Примерно в 1000 г. дворяне–рыцари начали носить кольчужные рубахи, сделанные из металлических колец. С 1450 г. эти доспехи начали делать из гнутых цельнометаллических пластин, которые плотно прилегали одна к другой. Самые дорогие доспехи украшали гравировкой и вставками из золота. Боевой конь рыцаря был самой большой ценностью. По современным меркам его стимость равна цене небольшого частного самолёта или автомобіля самой дорогой марки.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно печься о своей славе. Её требовалось всё время подтверждать, и очень многие рыцари постоянно выискивали поводы для этого. Чтобы совершенствовать своё боевое искусство и просто для развлечения рыцари организовывали специальные рыцарские турниры, или ристалища. В XI—XIII вв. выработались правила рыцарских поединков. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались друг на друга с копьями наперевес. Кода копья ломались, брались за мечи, потом за булавы.
Турнирное оружие было тупым. При проведении турнира после многочисленных индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, объявлялись главные соревнования — имитация битвы двух армий. Рыцарские поединки были составной частью битв в нескончаемых феодальных войнах. Такой поединок совершался перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой был начат «не по правилам».
В среде рыцарей была развита корпоративная солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарских поступков. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших ыцарей Карла Великого по имени Ожье ответил на вызов на поединок с сарацинским рыцарем. Когда Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приёмов, сам сдался франкам, чтобы они могли обменять на него Ожье.
Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце остался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард возвёл сына своего соперника в рыцарское достоинство. Высшим проявлением рыцарской воинственности, агрессивного стремления феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под лозунгом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 г. состоялся первый из них, а в 1270 г. — последний. В их ходе возникают особые военно-религиозные оранизации — рыцарские ордена.
В 1113 г. был основан орден иоанннитов, или госпитальеров (их первой резиденцией было здание госпиталя св. Иоанна). В Иерусалиме, поблизости от храма, находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, который подчинялся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцари давали обет добродетели и послушания. Они носили монашеские плащи (у госпитальеров — красные с белым крестом, у храмовников — белые с красным) поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль играл Тевтонский орден. Орден тамплиеров — один из самых известных христианских военных орденов. Он был создан (1096) для обеспечения безопасности паломников из Европы, которые шли в Иерусалим после его завоевания, и просуществовал приблизительно двести лет.
Тамплиеры непривычным для того времени способом объединили монашество с воинским делом, они стали первыми воинами-монахами в Западном мире. Члены этого ордена сыграли заметную роль во многих битвах Крестовых походов, а его финансовая инфраструктура впервые включила элементы, которые используются в современном банковском деле.
Численность членов ордена и его влияние ширятся по всей Европе вплоть до времени французского короля Филиппа IV (Филиппа Красивого), по приказу которого много членов ордена было казнено и сожжено за „ересь”. Под давлением Филиппа Папа Клемент V распустил орден в самом начале 14 столетия.
Тамплиеры были организованы как монашеский орден и следовали правилам, которые для них установил их покровитель Святой Бернард Клервоский — член Цистерианского ордена. В каждой стране был свой Магистр Ордена, назначавшийся пожизненно. Великий Магистр управлял как воинскими делами ордена на Востоке, так и финансовыми делами на Западе.
Рыцарский кодекс отображён в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, которая возникла на юге Франции (Лангедок). Трубадуры создают культ Прекрасной Дамы, служа которой рыцарь должен был следовать правилам «куртуазности».
«Куртуазность», кроме воинской доблести, требовала владения этикетом, умения поддерживать разговор, петь. Был разработан особый ритуал ухаживания за дамой. Даже в любовной лирике, в письмах и чувствах рыцаря к даме чаще всего используется характерная корпоративная терминология: присяга, служенне, даренне, сеньор, вассал. По всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательны идеальная «рыцарская» любовь, воинские подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали жизнь и обстоятельства своего времени. В них уже заметен интерес к отдельной личности. Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Во многом поэтому, благодаря литературе, в нашем сознании до сих пор живёт романтический образ благородного средневекового рыцаря.
К рыцарской литературе можно отнести гениального писателя своего времени Сервантеса, сочинения которого дошли до нашего времени и имеют большую популярность. Центральная идея творчества Сервантеса — “миф о рыцаре”, овладевший сознанием главного героя. Этот “миф о рыцаре” в Испании эпохи Возрождения стал национальным вариантом мифа о человеке как личности, имеющем неограниченные возможности для самореализации в мире, наполненном чудесами, препятствиями, опасностями, но подвластном благому Провидению.
Когда зимой 1605 года в книжных лавках Мадрида появилась книга “Хитроумный идальго Дон Кихот из Ламанчи”, читатели были несколько озадачены, чувствуя что-то непривычное. Форма названия имела удивительный и интересный оттенок. В то время читатель хорошо знал, что название романа даёт чёткие указания на его героя, жанр и сюжет. Например, роман об Амадисе Гальском был издан под заголовком: “Четыре книги о непобедимом рыцаре Амадисе Гальском, в которых рассказывается о его великих подвигах на поле битвы и о галантных похождениях”. В новом романе Сервантеса сам заголовок содержал какие-то противоречия и неопределённость. К рыцарским именам авторы часто добавляли эпитеты “отважный”, “могучий”, “непобедимый”, “доблестный” и подобные. Эпитет в названии книги Сервантеса — “хитроумный” (так было переведено испанское слово “ingenioso”, которое не поддаётся однозначному переводу) — был не слишком звучным. Ведь слово “хитроумный” (ingenioso) во времена Сервантеса означало странное соединение мечтательности, меланхолии и находчивости. Уже в этом эпитете звучала скрытая полемика с жанром рыцарского романа.
Короли, королевы и многие феодалы, жившие в Европе в средние века, строили замки и кафедральные соборы.
Первые замки являли собою мощные деревянные укрепления, обнесённые частоколом. Позднее они преобразились в роскошные каменные дворцы, окружённые чудесными садами и парками. Их внутренняя обстановка поражала большим количеством картин и скульптур, красивой мебелью. Кафедральные соборы — величественные храмы, которые сооружались, как правило, в больших городах на пожертвования богатых горожан — ремесленников и купцов. Эти величественные архитектурные сооружения были гордостью средневековых городов.
Когда рыцари отправлялись на войну, замками управляли их доверенные лица. Они вели хозяйство, обговаривали политические и финансовые вопросы со знатными гостями. А некоторые даже руководили обороной своих замков во время нападений завоевателей.
Период рыцарства – средневековье — начинается около 500 г. (некоторые учёные считают – 1000 г.) и заканчивается в середине ХVІІ столетия.