«Правдивы» ли русские художники в своих картинах? (На примере женских образов) Выполнила: Иванова Ирина ученица 6 класса МОУ «СОШ №5» г. Калачинска
Цель: Выяснить, насколько приближен художник к реальной действительности, изображая русских женщин на своих картинах.
Ход работы Посетить музей, для того чтобы узнать историю женского русского народного костюма. Сопоставить женские образы, изображенные на картинах русских художников, с исторической действительностью. Сделать выводы.
Мои размышления Посетив музей истории искусств, я узнала, что о древней русской одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. Имеются упоминания об одежде в письменных источниках-летописях, так называемых Житиях, т.е. небольших жанровых сценах, изображающих отдельные моменты из жизни святых, а также разного рода актах.
Мои размышления А из исторической литературы я узнала, что основой женского русского народного костюма X-XVI вв. является рубаха, доходившая до ступней, а также сарафан – безрукавная одежда, с проймами для рук. В XVIII в. дворянские жены и дочери сменили старинный русский костюм на французские и немецкие туалеты с глубоким декольте. Только крестьянские женщины продолжали носить традиционный русский костюм.
Ошибки художников На картине А.Венецианова «Жатва», женщина изображена в красном сарафане, а у крестьян «красный» - «красивый», т.е. праздничный. А.Венецианов. Жатва. Лето. 1827г. Как вы думаете, пошла бы женщина в своем единственном праздничном костюме на поле?
Ошибки художников И.П. Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме 1784г. На картине художника И.П.Аргунова я заметила неточность: рубаха женщины с открытым верхом, а крестьянки носили закрытую нательную одежду. Хотя, с другой стороны, эта женщина может быть не из крестьянства.
Ошибки художников На картине Венецианова «Весна. На пашне» женщина одета в праздничный народный костюм – сарафан-летник и кокошник. Ее костюм не похож на подлинное одеяние крестьян. Это, скорее, одежда городской кормилицы. А Венецианов. Весна. На пашне. 1827г.
Когда же художник прав? Проанализировав эту картину, мы можем сказать, что на церемонии присутствуют только замужние женщины. На это указывают кокошники женщин и платки старух. Костюм невесты – сарафан, душегрея, повязка незамужней на голове, а поверх платок. М. Шибанов. Брачный договор. 1777г.
Художник прав Молодые незамужние женщины с лентой на голове в ярком красном сарафане – праздничной одежде. Женщины постарше – в головных уборах, сарафанах и душегреях, что соответствует историческим сведениям. А.Корзухин Девичник. 1889г.
Выводы Если подходить с точки зрения истории русского народного костюма, то на картинах русских художников А.Венецианова, И.П.Аргунова есть неточности. Но я думаю, что А.Венецианов, в фигурах крестьянок, видит символ пробуждающейся природы, плодородия, символ жизни.