Тема: «Романтизм в русской живописи XIX века»
Романтизм- (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв.
Зарождение романтизма Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия.
Развитие романтизма Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 швабской школы литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
Возникновение романтизма в России Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIXв. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
Особенности русской романтической живописи: Просветительская идеология ослабла, но не потерпела крах, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен. Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним. Академическая живопись в России еще не исчерпала себя; Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла.
Русские художники - романтики XIX века: 1) Орест Адамович Кипренский (1782-1836) 2) Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) 3) Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) 4) Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) 5) Карл Павлович Брюллов (1799-1852) 6) Андрей Иванович Иванов (1806-1858) 7) Павел Андреевич Федотов (1815-1852) 8) Иван Николаевич Крамской (1837-1887) 9) Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
Кипренский О.А.: «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
Щедрин С.Ф.: «Вид с Петровского острова на Тучков мост и Васильевский мост в Петербурге»
Тропинин В.А.: «Семейный портрет графов Морковых»
Венецианов А.Г.: «На жатве. Лето»
Брюллов К.П.: «Последний день Помпеи»
Иванов А.И.: «Явление Христа народу»
Федотов П.А.: «Свежий кавалер»
Крамской И.Н.: «Христос в пустыне»
Айвазовский И.К.: «Девятый вал»
Заключение Романтизм получил достаточно широкое развитие, как в западно-европейской живописи, так и в работах русских мастеров. Однако романтизм России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции.