Промыслы родного края
историяНародные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в том, что они дают бытовые вещи, а в том, что они представляют мир подлинной народной художественной культуры и в соединении с фольклором составляют ограниченное целое. Промыслы и ремесла Русского Севера формировались и развивали традиции в исторически сложившихся конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условиях, одни в древности, другие на рубеже XIX – XX вв. под влиянием капиталистического развития деревни, третьи – в 20-х – 30-х гг. XX в. Часто базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. Обязательным свойством народного искусства как городского, так и деревенского была образность художественного мышления
ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВАШирокий спектр народного творчества представляют виды и технологические приемы обработки дерева. На Севере широко применялась рельефная и ажурная резьба, производились столярные, токарные, бондарные, долбленые, гнутосшитые и гнутоклееные изделия их различных пород дерева. Изделия покрывали резьбой и росписью, окрашивали, морили, полировали и вощили. В настоящее время широко распространился промысел цепных изделий – щепные птицы, куклы, игрушки, изготовленные из одного или нескольких кусков дерева.
РОСПИСЬК самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера. Круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это посуда и домашняя утварь, телеги, санки и предметы конской упряжи, прялки и ткацкие станы, люльки, многое другое. Расписывали мебель, жилые интерьеры. По местам бытования на архангельском Севере сохранился редкий по широте спектр народных росписей
ГОНЧАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ТКАЧЕСТВОМноговековую историю имеют гончарные промыслы и искусство глиняной игрушки: Вельский, Каргопольский, Мезенский районы. Ткачество – одно из основных домашних промыслов в крестьянском быту. По технике исполнения тканые изделия севера делятся на две основные группы: бранные и ремизные. Многообразием технологий отличается тканье поясов: «в дощечку», «на кружках», «в ниченку», «на спице в бутылку».
ВЫШИВКАГлавной особенностью северной русской вышивки является обилие красного цвета. В орнамент композиции часто включали желтый и зеленый цвета; традиционным для поморской вышивки был синий цвет. Как правило, использовали цвета теплых тонов. Вышивали в сложной технике двухстороннего шва «росписью», гладью, строчкой, белая перевить, по мережкам и др., под влиянием городской культуры – вышивка «ришелье»
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕКружевоплетение представляет второй по распространению после вышивки женский промысел. Как домашнее ремесло оно существует с XVI – XVII веков, как промысел – со второй половины XIX века. В быту распространение на Севере получило вязание кружев крючком. Кружевом украшали концы полотенец, подзоры, подолы и рукава рубах.
ВЯЗАНИЕВязаные рубахи, чулки и рукавицы из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность крестьянской одежды. Обычно они были одноцветные и художественного значения не имели. Узорное вязание в архангельской губернии было распространено лишь в Поморье и Мезенском уезде.
ПОТЕРИ В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так, практически утрачено искусство золотого шитья и эмалей в г. Cольвычегодске, расписных кованных сундуков и золотого шитья в г. Каргополе, набойки, на грани исчезновения Холмогорская косторезная фабрика, сомовская керамика и катание валенок, силами отдельных энтузиастов сохраняется искусство художественной ковки.
КАНЭТСДелали презентацию Минин Сашка и Меджидов Тимурка.