Образ твой, над Русью вознесенный
Икона – «образ».Иконопись – дело святое.Строгие каноны, с однойстороны ограничивали иконописца, а с другой - заставляли сосредоточиться на«ДУХОВНОСТИ».
Доски – липовые, на севере – лиственница, ель,в Пскове – сосна.Побел. Грунт – левкас.Паволока.Темпера, олифа, льняное масло.Листовое золото.
Паволока – кусок ткани, наклеенный на поверхность. Побел – хорошо размешанная жидкость из клея и мела. Левкас – грунт из порошкообразного мела или алебастра, размешанного на животном или рыбьем клее. Темпера – пигмент, полученный из растирания камней, металлов, остатков органического происхождения, связующим элементом служит желтковая эмульсия.
- Из отдельных досок сбивался щит, с обратной стороны укрепленный шипами от покоробления. - Доска просушивалась, в ней выдалбливалось углубление (ковчежец), окруженное полями. - Доску царапали, проклеивали, наклеивали паволоку, снова проклеивали. - После высыхания побела, в течение трех-четырех дней доска левкасилась 6-7 раз, шлифовалась мокрой пемзой.
- Сначала делали предварительный рисунок углем, черной краской; контуры нередко процарапывали ( чтобы в дальнейшем облегчить наложение золота и краски). - Краски накладывали в определенной последовательности: сначала фон, затем горы, здания, затем одежды, только потом лицо. - Лица писали путем наложения мазками светлых тонов, границу между слоями затушевывали охрой – это называлось «писать плавями». Выпуклые части лица подчеркивали белилами («движки» или «оживки»).- В конце работы приклеивали золото или серебро, сверху икону покрывали олифой или льняным маслом для звучности цвета.
Лессировка – один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных красок. Санкирь – темный тон основы, с которой начиналось исполнение открытых частей тела. Ассист – штрихи, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою, символ духовного света. Охрение ликов - прием высветления деталей лица и открытых частей тела многократными прописками по санкирю, по ровному основному тону. Стаффаж – второстепенные изображения задних планов. Личное письмо – изображение лиц и других открытых частей тела.
Золото – сияние Бога,означает самого Бога.Пурпур – цвет царя,владыки, одеждыБогородицы.Красный –тепло, любовь,жизнь, цвет крови и мученичества. Архангелы – серафимы,фон – вечная жизнь. Белый – божественность, чистота, святость.Святых и праведников изображают в белом.ПРАВЕДНИКИ – «живущие по правде».Пелены младенцев, душиумерших, ангелы – белые.Но белые – толькоправедные души.
Синий – небо, вечныймир, цвет Богородицы,соединившей в себеземное и небесное.Зеленый – природа, жизнь, надежда, сцены Рождества.Коричневый - земля, прах,все временное, тленное,напоминание о человеке,подвластном смерти.Черный - зло, смерть,пещеры, могилы, бездна,тайна, монахи (отказ отудовольствий, привычек,смерть при жизни). НЕТ СЕРОГО цвета.Не смешивали черное и белое, зло и добро.Это цвет неясности, пустоты, небытие. Такому цвету нет местана иконе.
Задача иконописи – воплощение Бога в телесном образе. Среди икон особую роль играет образ Христа, с правой рукой, поднятой в жесте благословления, и с Евангелием в левой руке. Для передачи божественности сложился особый, строго определенный тип изображений. При этом созданы художественные образы, никогда не повторяющие друг друга.
«Когда я жил в Москве, там проживал преславный мудрец, философ… и среди иконописцев отменный живописец… Он , казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными РАЗУМНУЮ ВИДИТ ДОБРОТУ». художник и писатель Епифаний Премудрый 14 век
Презентация подготовлена для урока МХК учителем ИЗО и МХК Путиловой Еленой Леонидовной моу сош № 25 г. Нижний Тагил