Сесина Ольга Евгеньевна МОУСОШ №21 г.Екатеринбург Пермский звериный стильили
Первобытное искусство Урала Археологами найдены уникальные памятники первобытного искусства на Урале
Пермский звериный стиль Среди обнаруженных на больщой территории Урала культовых предметов, выделялась мелкая бытовая и религиозная миниатюра, выполненная из бронзы и меди. В изделиях явно прослеживалось единство стиля и оно получило название «Пермский звериный стиль»
Пермский звериный стиль Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период палеолита. ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ-искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.
Пермский звериный стиль Большинство сюжетов пермского звериного стиля находит свое объяснение в мифологии финно-угорских народов Европы и Сибири, являясь своеобразной иллюстрацией к определенным мифам и легендам, объясняющим возникновение мира и человека, его отношения с богами, героями, духами.
Пермский звериный стиль Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии. Наиболее распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша. Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя.
Пермский звериный стиль Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Коньковая шумящая подвеска X-XX. Коньковая подвеска VIII-IX вв.
Пермский звериный стиль ОБРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ ШАМАНИЗМА неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами часто связывали предметы пермского звериного стиля. В этом случае культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным, почему бронзовые бляшки находили не на местах поселения средневекового населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах. Шаман - идол IX-XI вв.
Пермский звериный стиль В XIX веке находки пермского звериного стиля рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала загадочная страна Биармия, населенная сказочно богатым народом, почитавшим Золотую бабу. А местное население считало их чудскими, называя предметы культового литья «чудскими богами», и стремилось от них избавиться, признавая за ними волшебную силу. Птицевидная пронизка с человеческой личиной
Пермский звериный стиль ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБРАЗЫ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ? МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили изображать медведя в пермском литье.
Пермский звериный стиль ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБРАЗЫ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ? МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили изображать медведя в пермском литье.
Пермский звериный стиль МЕДВЕДЕЧЕЛОВЕК – фантастическая фигура великорусской геральдики, выражающая мифологические представления народов Северной Европы о персональном посредничестве между Небом и Землей. Еще кельтская мифологическая традиция связывала медведя (кельт. Artos) c образом короля Артура – реально существовавшего военного вождя кельтов-бриттов, на рубеже V и VI веков возглавившего их борьбу с англо-саксонским нашествием на Британские острова. Позднейшая средневековая литература наделила этот исторический образ легендарным величием мудрого короля, олицетворяющего мировой порядок и восседающего во главе рыцарей Круглого стола.
Пермский звериный стиль На Руси символизирующий могучую силу медведь являлся тотемным зверем многих племен, а в языческом сознании древних славян божественное происхождение медведя превращало его в хозяина "нижнего мира" и даже в одну из звериных ипостасей бога Велеса. Да и в самом русском характере подчас находят много схожих с медведем черт: за незлобием и внешней нерасторопностью скрывается умение дать жесткий отпор любому обидчику
Пермский звериный стиль Плоская фигурка "медведя-человека" отлита в двусторонней форме. Непропорционально большая голова с круглыми глазами, крупным носом и вытянутым ртом заканчивается мордой медведя со спускающимися на плечи передними лапами - как будто шкура медведя наброшена на голову человека. Мужская фигурка связана с культом самого сильного животного северных лесов, "хозяина леса" - медведя, который олицетворяет тотема-предка.
Пермский звериный стиль Пермская обл. Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. Изображение головы медведя с передними лапами является каноническим образом прикамского искусства.
Пермский звериный стиль ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА — не менее яркий образ. К этому сюжету много раз обращались исследователи, показывая, что птицевидные изображения встречаются у разных народов. Так, с точки зрения Д. Н. Анучина, в представлениях древних птицы рассматривались как существа, способные быть носителями человеческих желаний и молений, а с другой стороны, вестниками воли богов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символизировать также и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.У разных народов, в том числе народов Урала существует много мифов о людях-орлах, при помощи которых божества, а иногда и люди могли совершать путешествия Птицевидный идол Пермская обл., Соликамский район IX - XI вв. Бронза Ломоватовская культура 4,8 х 8,3 см
Пермский звериный стиль Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции «птица – человек - лось» нашли отражение мировоззренческие воззрения коми. Хищная птица является образом власти, лик женщины соответствует образу Зарни–Ань, жизнедарующей солнечной богини, матери мира.
Пермский звериный стиль «ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля, отражает сложную мифологическую систем), сохранившуюся в предметах культового литья. В мифах многих народов строение Космоса представляется трехъярусным, связывать все три яруса между собой может или мировая гора, или древо. Как лестница, ведущая с неба под землю Бляха - семеро лосей идущих по спине ящера VI-VIII вв. Бронза 5,2 x 9,3 см Пермская обл.Семь абсолютно одинаковых лосей-людей с двупалыми руками и с копытцами на ногах идут справа налево по длинному рогатому ящеру. Сюжет образка связан с культом близнецов. Семерка братьев-близнецов число сакральное.
Пермский звериный стиль Дарственная пластина" имеет сложную двухъярусную композицию. На ней изображен лось-человек, идущий по ящеру налево в окружении жертв: две головы животных, три шкурки пушных зверей, одна из которых бобровая. Сюжет композиции связан с заключительным действием родового праздника: "проводы посланца в род". Лось-человек несет прошение о благополучии и соответствующую жертву. Дарственная пластина VI-VIII вв. Бронза, литье 11,2 x 4,6 см Пермская обл.
Пермский звериный стиль Бляха представляет сложную многофигурную композицию, в центре которой помещено сидящее на спине длинного, извивающегося ящера крылатое антропоморфное существо - человеколось в окружении лосиных голов и птиц. Ящер имеет короткий хвост и короткие трехпалые лапы, в его чреве семь рыб. Над антропоморфным существом - кричащие птицы. Композиция обрамлена фризом из голов лосей.
Мастер великолепно скомпоновал многофигурную композицию. Живо передал динамику движений. Ныргындинская бляха как бы иллюстрирует сохранившуюся в удмуртском фольклоре легенду об устройстве вселенной, состоящей из трех миров: неба, земли, подземного (подводного) мира. Кричащие птицы олицетворяют верхний мир - небо; антропоморфное существо и лоси, символизирующие тотемическое единство человека и зверя, - землю; ящер с рыбами в чреве - подземный мир и водную стихию.
Пермский звериный стиль Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят и хтоническое (олицетворяющее собой дикую природную мощь земли, подзем¬ное царство) существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы. Странствиям этих героев и посвящена большая часть предметов пермского звериного стиля.
Пермский звериный стиль ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г. Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург. С.Г.Строганов, основатель первого собрания изделий пермского звериного
Пермский звериный стиль На данный момент встретиться с этими культовыми предметами можно не только в музеях Пермского края, но и в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Национальном музее Финляндии.