Первые художники Выполнила: Ларионова И.Ю. – учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №8 г. Анжеро-Судженск2009 г.
Пусть предок жизнью жил полузвериной,Но мы его наследьем дорожим.Он не умел слепить горшок из глины,Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещереТолпой теней, стремительно живой, Летят по стенам яростные звери,Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится,Бежит олень, погоней окрылён,Упал и, умирая, шевелитсяИ кровь глотает раненый бизон. Охотники бесшумно шли по следу,И громким криком открывали бой,И закрепляли трудную победуРисунком лёгким, тонкою резьбой. В. Берестов "Первые рисунки"
Когда были найдены первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и пользовались орудиями из камня. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных – бизонов, лошадей, мамонтов – наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.
Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Для того чтобы разноцветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось освещать стены факелами и каменными "лампами" в виде ковшиков, заполненных жиром.
Самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнему каменному веку): 40—10 тыс. лет до н. э. Быки. Роспись пещеры Ласко. Фрагмент. ФранцияВерхний палеолит 40-10 тыс. лет до н.э.
Палеолит – заря в истории искусств – это «эра тайн», к нему относится пещернохрамовые святилища с изображением фигур животных.
Бык. Роспись пещеры Ласко. Франция. На стенах и потолках пещер исследователи увидели многочисленные изображения: большие и маленькие, частью вырезанные, а частью нанесенные минеральными красками (краски из цветных камней). Это олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них можно увидеть и вымерших животных: длинношерстных мамонтов, саблезубых тигров.
Франция.Бизон. Пещера Альтамира. Франция. Верхний палеолит 40-10 тыс. лет до н.э.
Первобытные люди были искусный охотниками, прекрасно знавшими повадки зверя. От этих знаний и опыта зависели удача на охоте и, значит, выживание племени. Понять, почувствовать зверя — значит победить его. И наскальные росписи были ступенькой в понимании животного мира.
Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни
Нанося очертания зверя разноцветными камешками на стену (иногда фигурки зверей рисовались бегло, иногда тщательно) древний человек выделял в его облике главное — тяжеловесную мощь крупного тела, острые длинные рога, грозные копыта, стремительные движения. Олени. Пещера Ласко. Франция. Верхний палеолит 40-10 тыс. лет до н.э.
офтальмотренажер
Охота на оленей. Ущелье Валлторто близ Альбокасеро. Испания. Мезолит.
Олень.Наскальная живопись. Пещера Фон-де-Гом. Франция Древнейшие художники не просто изображали бизонов или лошадей, за этими изображениями стояли какие-то известные им, но, к сожалению, не известные нам представления, быть может, предания, мифы.
. Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. На стенах пещер изображения людей - большая редкость.
Чтобы изображать людей, человек должен научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отличавшимися друг от друга.
Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» Древнее святилище с наскальными рисунками эпохи неолита и бронзы, около 280 рисунков 4-3, 2-1 тыс.до н.э.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.
Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой.
Появление изобразительного искусства - важнейший признак прогресса человечества.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!